«Партия добровольцев» - это пример разнообразия классов, состояний и уровней развития, существующих на территории России. Здесь встречаются люди, которые поражают своей искренностью, добротой, простотой и самоотверженностью, о которых никто не может даже мечтать в обычное время. Кто не знает, к примеру, что такое лавочник - мальчик, который подыскивает горячую воду в самом начале своей карьеры, крадущий гривенники сразу после вступления в должность слесаря и ворующий у хозяина в момент "полного доверия"? И вот этот парень здесь, среди добровольцев, не на своей лавке, не с теплым чайником; посмотрите на него, на скрытое в нем негодование к несправедливости, скрытое в такой степени, что сам он не осознавал эту черту своей души; его отец не позволял ему уехать в Сербию - он сбежал, чтобы помочь; его заперли в кладовой - он сделал петлю и намеревался повеситься; ему не давали денег - он ушел без гроша платы. ...
«Прекрасный рассказ, созданный именно в августе – сентябре 1876 года, принадлежит перу талантливого писателя Успенского. В этом произведении он рассказывает о своих впечатлениях от посещения родного города Тулы. Интересно отметить, что сам автор покинул его много лет назад, в 1856 году, а затем, в 1870 и 1874 годах, снова вернулся на родину. Относительно одного из главных персонажей произведения, главы калашниковской семьи, Успенский узнал историю от своего дяди, Д. Г. Соколова. Этот персонаж описывается как фанатический чиновник-администратор со строгим деспотическим образом поведения, который полностью определил нравственный облик его детей и ближайших потомков. Отмечается, что эти черты характера схожи с теми, которые были в дедушке писателя, Г. Ф. Соколове. Романтическая история о посещении родного города, с погружением в его прекрасную атмосферу, в сочетании с живыми описаниями знакомых мест, делает этот рассказ поистине уникальным и увлекательным для читателей любого возраста.»
Во мае 1871 года великий писатель Успенский отправился в свою первую поездку по Волге и Оке. Это путешествие оказало на него глубокое впечатление, и сразу после возвращения домой он почувствовал неотразимую потребность поделиться своими наблюдениями и впечатлениями. Именно тогда в его уме зародилась идея создать серию очерков, посвященных этому удивительному путешествию.
Первый очерк этой серии, названный "Путевые заметки", был опубликован в августовском выпуске журнала "Искра" в 1871 году. В этой работе Успенский рассказал о том, какими сильными впечатлениями его надели картины жизни мастеровых и рабочих известного центра кустарных промыслов, расположенного в селе Павлова на Оке. Писатель с грустью упомянул о тяжелой эксплуатации этих тружеников торговцами и скупщиками, которые безжалостно извлекали выгоду из их умений.
Из моих собственных соображений, стоит отметить, что Успенский в этом очерке мастерски передал атмосферу искреннего восхищения красотами природы, которые открывались...
"В непроглядной глуши, на исчезающем горизонте, раскинулся удивительный уголок земли - маленький поселок, терзаемый забвением и тишиной. Разделенный от внешнего мира полутора верстами, этот скрытый рай полностью находился под властью отдаленности и забытости. Несколько постоялых дворов, обитаемых какими-то прекрасными душами, внушали ощущение крепкого достатка и изобилия. И хотя, судя по своему изолированному положению, этому поселку не было суждено существовать, он прекрасно процветал и сиял своей радостной жизнью.
Почему же так происходило? Все дело в двух причинах - шлагбауме на шоссе и непроходимом овраге на старой столбовой дороге. Шлагбаум, стоявший как преграда перед путниками, эффективно способствовал процветанию поселка. Он запугивал проезжающих своими строгими требованиями и налогами, заставляя их объезжать эту местность, проходя через смутные тропы леса и стремительно пытаясь пройти старым путем...
Это место, которое казалось забывшим о времени и мире, оказывается, жило св...
В рассказе "Умерла за «направление»", Успенский обращается к эпохе первого демократического прорыва в 60-х годах, когда наступило время для надежд и изменений. Это был период, когда либералы вступили на политическую арену с идеей реформ "сверху", отрицая при этом революционные и "незаконные" методы.
Автор своим рассказом разоблачает политическую сущность либеральных деятелей, которая заключается в подстрекательстве к подчинению и антинародных действиях. Они говорят о мирных реформах "сверху" и "законных путях" как средстве достижения "народного блага".
Сейчас, в наше многомиллионное общество, все глаза устремлены в будущее. Люди ищут новые идеи, которые способны переместить нас вперед и придать новые смыслы нашей жизни. Прошлое, с его столетиями традиций и устоявшихся структур, может казаться скучным и неинтересным. Однако, если мы заглянем поглубже в историю, мы найдем там ключи к нашему настоящему и будущему.
Именно в эту эпоху первого демократического поворота в 60-х годах, ко...
«…На самом деле мы все невероятно забыли о том, что означает таинственное слово "чужая беда"; фраза "общее благо" превратилась в пустой звук, лишенный смысла, слово, превращенное в неподвижное каменное образование, которое не только не разрабатывается общественным сознанием, не только не улучшает это сознание, не очищает его от страха перед неизвестностью жизни и ограничениями жизненных задач, но, наоборот, с каждым днем превращает понятие "благо" в размеры макового зерна и каменной твердости. Весь спектр нашей жизни завален так называемыми "важными" вопросами, проектами и прочими заботами, но они несут от себя только холодную пустоту подвала. Каждое из этих "серьезных" общественных задач пропитано стремлением сохранить рубль и страхом его потерять…»
(Добавлено от себя): В нашем суетливом и самодовольном обществе часто забывают о важности сопереживания и поддержки других людей. Понятие "общее благо" утратило свою значимость и стало лишь пустым обещанием. Мы искусственно создаем прегра...
"…Опыт счастливо преобразить Русскую Землю при помощи так называемых общественных деятелей, лишенных понимания о том, что настоящая общественная деятельность подразумевает стремление к благу в целом, – этот опыт, как мы теперь хорошо знаем, имел колоссальные масштабы и, как также известно, привел к ряду неблагоприятных последствий. Ведь люди не заботились о всем благе, грабя миллионы земель Оренбурга, общественное достояние и богатство. И господа интенданты не стремились к общему благу, растрачивая миллионы и десятки миллионов денег, каждый копейка из которых была нажита тяжёлым трудом? …"
Оригинальное содержание:
Русская Земля была подвержена эксперименту по преобразованию, с целью улучшить ее благополучие, проведенному так называемыми "общественными деятелями". К сожалению, эти люди не понимали, что истинная общественная деятельность заключается в заботе о благе в целом. Этот грандиозный эксперимент привел к множеству негативных последствий. Очевидно, что грабеж огромных территорий...
"Во время написания данного произведения автор черпал вдохновение из актуальных событий тех лет: краха нескольких банков и выявленных в них преступлениях и хищениях. Периодические издания 1883-1884 гг. были полны сообщений о злоупотреблениях в банковской сфере. Особое внимание общественности привлекло судебное разбирательство против директора И. Г. Рыкова и его сообщников, которые были обвинены в связи с крахом банка в г. Скопино. Обнаруженные на суде мошеннические действия этих банковских "деятелей" были рассмотрены современниками как классический пример капиталистической жадности и мошенничества..."
*Добавлено:* Данный рассказ вызывает сильные ассоциации с современной завистью и жаждой быстрого обогащения, что актуально и в наше время. Подобные судебные разбирательства и выявления злоупотреблений в финансовом секторе, к сожалению, продолжают происходить в разных странах мира. Поэтому, такая история привлекает внимание широкой аудитории и вызывает интерес к механизмам, через которые...
В перелицованной статье "Новые горизонты для России" Успенский говорит о будущих перспективах развития страны. Разрабатывая свою мысль о том, что капиталистический образ жизни портит человека и следовательно является "неприглядным, нежелательным, не вызывающим интереса", Успенский выступает против социального разделения труда. Он подтверждает свою точку зрения, приводя ссылки на работы публициста Н. Михайловского, мастера слова Л. Толстого и простого крестьянина Т. Бондарева, где сравниваются "образы жизни нашей деревни" с образами жизни, созданными "цивилизацией", то есть капитализмом. Статья Успенского, защищающая естественное хозяйство, где крестьянин "сам обеспечивает все свои потребности", вызвала живые отклики современников. Критики обвинили писателя в желании вернуть историю в прошлое...
Добавленная информация:
В своей переосмысленной работе Успенский также акцентирует внимание на необходимости перехода к экологически устойчивым формам хозяйства, чтобы сохранить природные рес...
Интерес Успенского к деятельности волостных судов был обусловлен его уникальными наблюдениями над пореформенной реальностью деревни. Он отправился в путь, чтобы воочию увидеть и раскрыть всемирные изменения, происходящие в сельской местности. В результате своих исследований, писатель смог ярко и полно рассказать о судебных процессах, связанных с взысканием платежей с крестьянской бедноты в пользу кулаков и мироедов. Эти дела не только раскрывали разложение деревни, но и разрушали воззрения крестьянского общества.
Внимание Успенского было также захвачено одним из симптомов "огромного переворота", произведенного деньгами, а именно проникновением водки в сферы правосудия и совести человеческой. Писатель подчеркнул, как деревенские богатеи использовали водку в качестве средства подкупа и манипуляции членами волостных судов, чтобы заставить их поддерживать их беззастенчивые требования против бедняков. Таким образом, народ страдал от грабежа и разорения, организованных торговцами и кулаками...
«…В основе повествования лежит история семьи, изображающая взаимоотношения между супругами, а также права и обязанности женщины. Это важная тема, которая особо интересовала Успенского в его время... Писатель описывает расцвет народного сознания в последние годы и шумные и содержательные разговоры, происходящие на дорогах среди простого народа, в "третьем классе". Успенский противопоставляет этим разговорам молчание и отчуждение "первого и второго классов", представляющих русскую интеллигенцию, их общественную безразличность, вызванную подавляющим воздействием правительственной реакции в середине 80-х годов, и вытекающую из этого эволюцию народнической интеллигенции в сторону либерализма…»
Дополнительная информация: В своих произведениях Успенский акцентировал внимание на уникальности каждой семьи и ее роли в обществе. Он обращал внимание на сложности и радости, сопутствующие жизни в браке, а также на огромный вклад, который женщина вносит в семейные и общественные дела. Писатель освещ...
"По данным самого Успенского, вдохновением для его рассказа оказались "аварские сказки". Интерес к этим сказкам пробудился у Успенского, видимо, во время его путешествия по Кавказу в феврале – марте 1883 года. Источником послужили записи сказок, найденные им в "Сборнике сведений о кавказских горцах", которые были опубликованы в Тифлисе в 1869 году. В этой книге, переведенной на русский язык аварцем Айдемиром Чиркеевским, находятся все три сказки, которые были использованы Успенским для своего рассказа, хоть и в немного измененной форме. Обрамлением этих сказок является диалог трех путешественников - солдата, приказчика и лакея, которые обсуждают современные темы и подчеркивают мотивы, необходимые для раскрытия основной темы рассказа."
Добавленная информация: Успенский, известный писатель и путешественник, часто обращался к народной культуре и древним сказкам как источнику вдохновения. Во время своего путешествия по Кавказу, он был очарован богатством и красотой местной культуры и реш...
«Письма с дороги» являются наиболее обширным сборником публицистических эссе Успенского, написанных им во второй половине 80-х годов. Писатель особенно придавал значение проблематике этого цикла, и множество времени потратил на их окончательное оформление. Создание «Писем» было результатом путешествия Успенского на юг, которое продолжалось с марта по середину июля 1886 года. Писатель объездил Северный Кавказ, побывал на кавказском побережье, в Крыму, Одессе и Севастополе. Он передвигался и на поездах, и верхом на лошадях по станицам, и на пароходах вдоль Кубани и Черного моря. Главной целью этой поездки Успенского было более глубокое и изощренное изучение русского народа. Он стремился понять его особенности и проблемы, исследовать его культуру и повседневность. В результате Успенский создал уникальный сборник, который до сих пор является ценным источником информации о жизни и настроениях русского народа в те годы.
"С самого дня рождения моего сына, Руднева, начались хлопоты и жертвы. Мы сразу с папой решили, что нашему будущему крошке должно быть предоставлено все самое лучшее. Поэтому мы организовали настоящую сказочную церемонию крещения. Была заказана специальная купель, ведь таких, как у нас и у губернатора, в городе было всего две. Празднование прошло громко и торжественно, хотя, честно говоря, некоторые из гостей, долго вспоминали, что случилось после крестин. Папа был так счастлив, что казался сумасшедшим, весело угощая гостей и принимая их поздравления и советы от опытных родственников и друзей..."
Внимание и интерес талантливого писателя и поэта Николая Успенского к народному творчеству проявились настолько ярко и оригинально, что его творчество стало неотъемлемой частью фольклорной культуры. В его очерке "Новые народные стишки", который стал бесспорным новатором в литературе, Успенский впервые поднял вопрос о частушке, новой поэтической форме фольклора, и привел примеры, раскрывая таким образом ее сущность и значимость. Именно благодаря Успенскому слово "частушка" получило официальное признание и стало широко известным на просторах России.
Частушки и песни, представленные в его творчестве, стали не только душевным выражением народных идей и чувств, но и мощным инструментом, помогающим Успенскому раскрыть и осветить сложную жизнь крестьян и рабочих в эпоху развивающегося капитализма. Эти стихи, наполненные проникновенностью и правдивостью, передают дух и настроение тех времен, иллюстрируя обстановку и вызывая эмоции у читателей.
История Успенского и его связь с народным творче...
«Письмо», написанное Успенским в ответ на его избрание 16 ноября 1887 года почетным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете, является уникальным произведением, в котором писатель также выражает благодарность и отвечает на множество приветствий, полученных им в честь 25-летия своей литературной деятельности, отмечавшегося в ноябре 1887 года.
Чувства Успенского, возникшие в результате этого избрания и поздравлений, несомненно проявляются в его произведении. Сочувствие, радость, возбуждение - все эти эмоции сопровождают каждую строку этого исключительного текста. Успенский проникает в самые глубины своего сердца, чтобы передать свою благодарность и признательность за признание его литературной карьеры.
Сочинение Успенского описывает его историю и вклад в российскую словесность за прошедшие 25 лет. Каждое предложение пропитано литературным талантом и страстью, которые были его постоянными спутниками на этом пути. Он обращается к своим читателям как к...
В июле 1888 года, отправившись в захватывающее путешествие к сибирским переселенцам, выдающийся писатель и путешественник Успенский привлек особое внимание Томска. Этот город славился своими богатыми культурными традициями и уникальными людьми. С целью поддержать и прославить открывающийся первый в Сибири университет, Успенский присоединился к редакции «Сибирской газеты», в которой деятели народнического лагеря и представители политической ссылки готовились к этому важному событию.
Номер газеты, в котором планировалась выпускаться особая рубрика «Замечательные сибиряки», стал предметом пристального внимания всех его сотрудников. Успенский, в свою очередь, решил написать уникальную статью о легендарной фигуре Щапове - одном из самых выдающихся сибирских героев. Высокий уровень его профессиональных достижений, безграничное преданность и любовь к этому удивительному региону делали Щапове неотъемлемой частью сибирской истории.
Благодаря творческому подходу Успенского, статья о Щапове ста...
В 1888 году было опубликовано письмо Карла Маркса в редакцию «Отечественных записок», которое привлекло внимание Успенского. В своем анализе русской действительности и критике народнических положений, Маркс предложил глубокое исследование явлений и процессов, происходящих в стране. Из письма также следует, что Успенскому не было полностью понятно марксистское учение, и он не смог осмыслить значимость и интенсивность борьбы между марксистами и народниками в 80-х годах. Однако, эти пробелы в его понимании критически не затеняют важность всего анализа Маркса и его вклад в исследование русской социальной реальности. Письмо стало значимым историческим документом и дало новый импульс для дальнейшего развития дискуссии между марксистами и народниками в то время.
"…Только в местах, где пребывают величественные надежды и возвышенные идеи, где великие мысли о грядущем будущем оживают в умах – именно там рождается и царит принцип литературной жизни, который не позволяет нам угаснуть или достигнуть литературного иссякновения. В наше смутное время, радость почему-то прогнана из каждого рассказа. Наш мир полон горечи, но писатели отражают только эмоции избранных. Однако это состояние не будет длиться вечно: в конечном итоге, это не окончательный вердикт, вынесенный человечеством в области поэзии и искусства, так как противоречит основному закону психологии, согласно которому память стремится отвлечься от печальных воспоминаний и всегда, по возможности, возвращается к счастливым моментам…"
Дополнительная информация:
Когда мы обращаемся к литературе и искусству, мы находим в них не только страсть и красоту, но и возможность соприкоснуться с глубинными чувствами и мыслями. Великолепные идеи, проникнутые надеждой на лучшее будущее, живут в наших умах,...
"В данном издании включены все мои сочинения, написанные до настоящего времени, кроме тех, которые уже были опубликованы в восьми томах между 1883 и 1886 годами. Кроме этого, я добавил столько нового материала, что приближенно равняется двум новым томам - девятому и десятому. Материал, который мог бы составить девятый том в отдельном издании, был включен в конец первого тома этого издания, а материалы, соответствующие десятому тому, - в конце второго. Это разделение было сделано, во-первых, чтобы обеспечить равномерный объем обоим томам, а во-вторых, из-за того, что моих беллетристических произведений сравнительно немного, а небеллетристических наблюдений очень много..."
При написании этого издания я постарался включить все свои работы, включая ранее опубликованные и те, которые только что появились. Было необходимо распределить материал равномерно, поэтому решил поместить некоторые вещи, которые можно было бы назвать девятой главой, в конце первого тома, а материалы, соответствующие...