Однажды мне вспомнился один замечательный мастер, с которым я познакомился в городке N. Мы встретились в толпе людей, и сразу же он запал мне в душу своей проницательностью и знанием местных дел. Он говорил, что прекрасно понимает весь ход событий в нашем городе и видит все их тонкости. И действительно, нужно отдать ему должное - иногда он замечал множество провинциальных грубостей.
Этот мастер периодически общался со студентами семинарии и они дарили ему различные произведения и старые журналы, благодаря чему мой талантливый друг стал заинтересован в творчестве и неоднократно приходил ко мне, чтобы прочитать свои произведения. В них были изображены события, достойные осуждения, сатира на местных жителей, обличение низости цирюльника Ивана и тому подобное. Таким образом, он использовал свой талант, чтобы перенести на бумагу различные несправедливости и проблемы, с которыми мы сталкивались в нашем городе.
«Прекрасный рассказ, созданный именно в августе – сентябре 1876 года, принадлежит перу талантливого писателя Успенского. В этом произведении он рассказывает о своих впечатлениях от посещения родного города Тулы. Интересно отметить, что сам автор покинул его много лет назад, в 1856 году, а затем, в 1870 и 1874 годах, снова вернулся на родину. Относительно одного из главных персонажей произведения, главы калашниковской семьи, Успенский узнал историю от своего дяди, Д. Г. Соколова. Этот персонаж описывается как фанатический чиновник-администратор со строгим деспотическим образом поведения, который полностью определил нравственный облик его детей и ближайших потомков. Отмечается, что эти черты характера схожи с теми, которые были в дедушке писателя, Г. Ф. Соколове. Романтическая история о посещении родного города, с погружением в его прекрасную атмосферу, в сочетании с живыми описаниями знакомых мест, делает этот рассказ поистине уникальным и увлекательным для читателей любого возраста.»
Впечатления Успенского от первой поездки за границу в 1872 году были великолепны и неповторимы. В качестве корреспондента для известного издания "Отечественные записки", он решил воспроизвести свои впечатления в серии публикаций под названием "Парижские приключения". В этих статьях Успенский демонстрирует свой особый почерк, полный реализма и проникновенности. Он был способен оценить сложность и противоречивость капиталистического общества, не падая в идеализацию патриархатных исторических ценностей, многим из которых было свойственно отвергать прогрессивность капитализма по сравнению с крепостническим строем. Успенский сумел достоверно и объективно описать свои наблюдения и впечатления от западного образа жизни, не скрывая ни недостатков, ни достоинств этой системы. Он проявил уникальную способность анализировать и понимать сложные процессы в обществе, глубоко и проницательно осмысливая их. Для поисковых систем: по продуктивности своего мышления, Успенский удался на новое, невиданное...
Во мае 1871 года великий писатель Успенский отправился в свою первую поездку по Волге и Оке. Это путешествие оказало на него глубокое впечатление, и сразу после возвращения домой он почувствовал неотразимую потребность поделиться своими наблюдениями и впечатлениями. Именно тогда в его уме зародилась идея создать серию очерков, посвященных этому удивительному путешествию.
Первый очерк этой серии, названный "Путевые заметки", был опубликован в августовском выпуске журнала "Искра" в 1871 году. В этой работе Успенский рассказал о том, какими сильными впечатлениями его надели картины жизни мастеровых и рабочих известного центра кустарных промыслов, расположенного в селе Павлова на Оке. Писатель с грустью упомянул о тяжелой эксплуатации этих тружеников торговцами и скупщиками, которые безжалостно извлекали выгоду из их умений.
Из моих собственных соображений, стоит отметить, что Успенский в этом очерке мастерски передал атмосферу искреннего восхищения красотами природы, которые открывались...
"В непроглядной глуши, на исчезающем горизонте, раскинулся удивительный уголок земли - маленький поселок, терзаемый забвением и тишиной. Разделенный от внешнего мира полутора верстами, этот скрытый рай полностью находился под властью отдаленности и забытости. Несколько постоялых дворов, обитаемых какими-то прекрасными душами, внушали ощущение крепкого достатка и изобилия. И хотя, судя по своему изолированному положению, этому поселку не было суждено существовать, он прекрасно процветал и сиял своей радостной жизнью.
Почему же так происходило? Все дело в двух причинах - шлагбауме на шоссе и непроходимом овраге на старой столбовой дороге. Шлагбаум, стоявший как преграда перед путниками, эффективно способствовал процветанию поселка. Он запугивал проезжающих своими строгими требованиями и налогами, заставляя их объезжать эту местность, проходя через смутные тропы леса и стремительно пытаясь пройти старым путем...
Это место, которое казалось забывшим о времени и мире, оказывается, жило св...
«…На самом деле мы все невероятно забыли о том, что означает таинственное слово "чужая беда"; фраза "общее благо" превратилась в пустой звук, лишенный смысла, слово, превращенное в неподвижное каменное образование, которое не только не разрабатывается общественным сознанием, не только не улучшает это сознание, не очищает его от страха перед неизвестностью жизни и ограничениями жизненных задач, но, наоборот, с каждым днем превращает понятие "благо" в размеры макового зерна и каменной твердости. Весь спектр нашей жизни завален так называемыми "важными" вопросами, проектами и прочими заботами, но они несут от себя только холодную пустоту подвала. Каждое из этих "серьезных" общественных задач пропитано стремлением сохранить рубль и страхом его потерять…»
(Добавлено от себя): В нашем суетливом и самодовольном обществе часто забывают о важности сопереживания и поддержки других людей. Понятие "общее благо" утратило свою значимость и стало лишь пустым обещанием. Мы искусственно создаем прегра...
"…Опыт счастливо преобразить Русскую Землю при помощи так называемых общественных деятелей, лишенных понимания о том, что настоящая общественная деятельность подразумевает стремление к благу в целом, – этот опыт, как мы теперь хорошо знаем, имел колоссальные масштабы и, как также известно, привел к ряду неблагоприятных последствий. Ведь люди не заботились о всем благе, грабя миллионы земель Оренбурга, общественное достояние и богатство. И господа интенданты не стремились к общему благу, растрачивая миллионы и десятки миллионов денег, каждый копейка из которых была нажита тяжёлым трудом? …"
Оригинальное содержание:
Русская Земля была подвержена эксперименту по преобразованию, с целью улучшить ее благополучие, проведенному так называемыми "общественными деятелями". К сожалению, эти люди не понимали, что истинная общественная деятельность заключается в заботе о благе в целом. Этот грандиозный эксперимент привел к множеству негативных последствий. Очевидно, что грабеж огромных территорий...
«...Прошло два часа после начала этой увлекательной игры и я вновь решилась выйти из каюты на свежий морской воздух. Увидела, что игроки все еще занимают свои привычные места, однако вокруг них собралась огромная толпа зрителей, и атмосфера стала совсем другой, полна энергии и волнения. На некоторых лицах можно было заметить сосредоточение и напряженность; некоторые зрители даже переглядывались с игроками и подсказывали им: "Не бойся, делай ход! Ударь!". На полу между игроками лежали не только монеты, но и купюры разного достоинства. Беседа между игроками и зрителями была живой и наполнена энтузиазмом...»
Взглянув вокруг, я ощутила атмосферу соревнования, которая находит отражение во взглядах и действиях присутствующих. Зрители, задорно обсуждающие игру, демонстрировали свою вовлеченность и интерес к происходящему. Помимо мелочи и медных монет, на игровом поле можно было заметить и рублевки, свидетельствующие о серьезном поединке. Время текло быстро, загадочные карты менялись на стол...
«… Господам столичным охотникам должно быть известно, что такие экскурсии заканчиваются выстрелами в пустые бутылки не из-за отсутствия добычи. Противоположное утверждают местные жители, принимающие участие в экскурсии и делящие с охотниками трудности. К примеру, Родион Миловидов, один из участников, наблюдал целое полчище тетеревов в то время, когда его товарищи сидели в шалаше и ничего не замечали. Несмотря на это, Родион не выстрелил ни разу, опасаясь нарушить спокойствие остальных и вызвать раздражение. Логично предположить, что количество тетеревов было настолько огромным, что это изумляло самого Родиона…»
Дополнительная информация:
Родион Миловидов - опытный охотник и любитель природы. Он провел множество экскурсий во всех уголках страны и знает местные особенности лучше, чем кто-либо другой. Родион всегда стремится соблюдать правила этики охоты, поэтому он находит удовольствие не только в самом процессе охоты, но и в наблюдении за природными явлениями и животными. Он уважает и...
«…Барин был настоящим героем, лучше него найти было просто невозможно!.. Он не жалел денег: без проблем давал вперед, сколько ты пожелаешь – сто, двести рублей, а то и триста – ни за что не отказывал… Когда мы чистили лес, он мог топором пару часов биться, срубить несколько деревьев и сразу спросить: не устали ли, ребята? За нами притаскивали водку, закуски – пей сколько хочешь… Вот, например, чай с сахаром, пей в любое время, сколько захочешь! И мы еще омывали это пивом, по правде говоря, перед самым Богом… мы все артелью в тридцать втихаря – пей! Ничего! Никаких проблем не создавал… Надо ли говорить еще что-то! Ты можешь пойти, мой братец, к нему в полночь – нет никакого запрета, просто иди – он пустит без лишних разговоров, садись, пей чай или там вино, кофе – сделай это для него, не бойся!.. Ты скажешь: "Михаил Михайлович, я хотел у вас уточнить, мне нужна коровка…" – "Много?". И он сразу даст, если есть, а если нет – "говорит, поеду в город, привезу…". И он всегда делал это!.. Одн...
В своем необычном очерке «Иллюстрация типичных проявлений эпохи реакции», талантливый писатель Успенский осветил распространенное явление на деревенской местности – образ деревенского кляузника «мужицко-чиновничьего типа», который настойчиво отстаивает старые обычаи и нормы жизни. Это впечатляющее описание старомодного индивидуализма находит родственника в литературе: в 1885 году, А. Чехов воссоздал такой же типичный персонаж в образе унтера Пришибеева. В то время, когда некоторые люди упорно придерживались старых ценностей, Успенский противопоставил свежие силы, которые появились в сельской местности. Это подчеркивает важность принятия перемен и взаимодействия с новыми течениями в обществе, чтобы обеспечить прогресс и процветание. В нынешние времена, когда мир меняется с ошеломляющей скоростью, важным становится способность адаптироваться и искать новые пути, чтобы продолжать расти и развиваться.
«...земство, которое, на памяти у всех, противостояло любому гербу и говорило о "администрации" с таким презрительным оттенком, что вызывало личное оскорбление, теперь находится в полном упадке и унижении. Оно постоянно просит администрацию о помощи, особенно при взысканиях, но не в силах поддержать свой авторитет перед плательщиками и помочь администрации, главному источнику средств земского казначейства, даже в самых простых вещах: езжай, взыскивай, шуми, ссорься, разъяряйся - именно этого хочет земство; но устроить так, чтобы исправник, мировой судья, пристав могли каждый по своим делам и на своей лодке - это невозможно! Нет средств! Раньше у земской почты было шесть коней, а теперь только три - приходится иногда административному сотруднику проводить половину суток на вокзале, ждать другого административного органа, чтобы поехать вместе, хотя у каждого органа своя часть...»
Дополнительная информация:
- В земстве происходят недопонимания между администрацией и земскими плательщика...
«...Волховский городской суд недавно разбирал уникальное, поразительное и потрясающее уголовное дело. На скамье подсудимых сидел Пищиков, который своей жестокостью шокировал даже самых опытных судей. Он избивал свою беременную жену, находившуюся на последнем месяце беременности, нагайкой. Несмотря на огромное влияние этого дела на общественное мнение, процесс прошел без лишнего шума. Запечатленные в деле мысли, переполненные бесконечным и беспредельным ужасом, заставили каждого, хотя бы чуть-чуть знакомого с этим случаем, пережить его в молчании, в своих мыслях. Столичные издания, осознавая тяжесть ситуации, решили не досаждать своим читателям подробностями этого ужасного дела. Даже небольшой обзор, появившийся во всех газетах, был достаточным, чтобы вызвать неописуемое ощущение тоски...»
"По данным самого Успенского, вдохновением для его рассказа оказались "аварские сказки". Интерес к этим сказкам пробудился у Успенского, видимо, во время его путешествия по Кавказу в феврале – марте 1883 года. Источником послужили записи сказок, найденные им в "Сборнике сведений о кавказских горцах", которые были опубликованы в Тифлисе в 1869 году. В этой книге, переведенной на русский язык аварцем Айдемиром Чиркеевским, находятся все три сказки, которые были использованы Успенским для своего рассказа, хоть и в немного измененной форме. Обрамлением этих сказок является диалог трех путешественников - солдата, приказчика и лакея, которые обсуждают современные темы и подчеркивают мотивы, необходимые для раскрытия основной темы рассказа."
Добавленная информация: Успенский, известный писатель и путешественник, часто обращался к народной культуре и древним сказкам как источнику вдохновения. Во время своего путешествия по Кавказу, он был очарован богатством и красотой местной культуры и реш...
В своем захватывающем рассказе "Исступление" Владимир Успенский проникновенно описывает конфликт, который возникает между тесногрудой провинциальной обстановкой и представителем разночинной молодежи, обучившейся в самом сердце России - Петербурге и полностью отдалившейся от повседневных ничтожных интересов провинциальной бюрократии. Данное противостояние настолько сильно и остро, что разрываются цепи кровных уз - сын, приехавший из столицы для посещения своих родителей, вынужден покинуть дом, ибо ему "кажется, что на деревне приятнее общаться с простыми людьми, чем с отцом и матерью...". Через запутанный клубок человеческих чувств и столкновение национальных интересов, Успенский показывает сложность существования в разных мирах и не возвращение к своим корням. Негласное столкновение культур и образование, которым обладает молодой герой, сталкивается с закостеневшими стереотипами и ограниченным мировоззрением провинциального окружения. Словно лупа, рассказ Успенского позволяет каждому и...
Внимание и интерес талантливого писателя и поэта Николая Успенского к народному творчеству проявились настолько ярко и оригинально, что его творчество стало неотъемлемой частью фольклорной культуры. В его очерке "Новые народные стишки", который стал бесспорным новатором в литературе, Успенский впервые поднял вопрос о частушке, новой поэтической форме фольклора, и привел примеры, раскрывая таким образом ее сущность и значимость. Именно благодаря Успенскому слово "частушка" получило официальное признание и стало широко известным на просторах России.
Частушки и песни, представленные в его творчестве, стали не только душевным выражением народных идей и чувств, но и мощным инструментом, помогающим Успенскому раскрыть и осветить сложную жизнь крестьян и рабочих в эпоху развивающегося капитализма. Эти стихи, наполненные проникновенностью и правдивостью, передают дух и настроение тех времен, иллюстрируя обстановку и вызывая эмоции у читателей.
История Успенского и его связь с народным творче...
«Письмо», написанное Успенским в ответ на его избрание 16 ноября 1887 года почетным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете, является уникальным произведением, в котором писатель также выражает благодарность и отвечает на множество приветствий, полученных им в честь 25-летия своей литературной деятельности, отмечавшегося в ноябре 1887 года.
Чувства Успенского, возникшие в результате этого избрания и поздравлений, несомненно проявляются в его произведении. Сочувствие, радость, возбуждение - все эти эмоции сопровождают каждую строку этого исключительного текста. Успенский проникает в самые глубины своего сердца, чтобы передать свою благодарность и признательность за признание его литературной карьеры.
Сочинение Успенского описывает его историю и вклад в российскую словесность за прошедшие 25 лет. Каждое предложение пропитано литературным талантом и страстью, которые были его постоянными спутниками на этом пути. Он обращается к своим читателям как к...
В 1888 году было опубликовано письмо Карла Маркса в редакцию «Отечественных записок», которое привлекло внимание Успенского. В своем анализе русской действительности и критике народнических положений, Маркс предложил глубокое исследование явлений и процессов, происходящих в стране. Из письма также следует, что Успенскому не было полностью понятно марксистское учение, и он не смог осмыслить значимость и интенсивность борьбы между марксистами и народниками в 80-х годах. Однако, эти пробелы в его понимании критически не затеняют важность всего анализа Маркса и его вклад в исследование русской социальной реальности. Письмо стало значимым историческим документом и дало новый импульс для дальнейшего развития дискуссии между марксистами и народниками в то время.
"…Только в местах, где пребывают величественные надежды и возвышенные идеи, где великие мысли о грядущем будущем оживают в умах – именно там рождается и царит принцип литературной жизни, который не позволяет нам угаснуть или достигнуть литературного иссякновения. В наше смутное время, радость почему-то прогнана из каждого рассказа. Наш мир полон горечи, но писатели отражают только эмоции избранных. Однако это состояние не будет длиться вечно: в конечном итоге, это не окончательный вердикт, вынесенный человечеством в области поэзии и искусства, так как противоречит основному закону психологии, согласно которому память стремится отвлечься от печальных воспоминаний и всегда, по возможности, возвращается к счастливым моментам…"
Дополнительная информация:
Когда мы обращаемся к литературе и искусству, мы находим в них не только страсть и красоту, но и возможность соприкоснуться с глубинными чувствами и мыслями. Великолепные идеи, проникнутые надеждой на лучшее будущее, живут в наших умах,...
"В данном издании включены все мои сочинения, написанные до настоящего времени, кроме тех, которые уже были опубликованы в восьми томах между 1883 и 1886 годами. Кроме этого, я добавил столько нового материала, что приближенно равняется двум новым томам - девятому и десятому. Материал, который мог бы составить девятый том в отдельном издании, был включен в конец первого тома этого издания, а материалы, соответствующие десятому тому, - в конце второго. Это разделение было сделано, во-первых, чтобы обеспечить равномерный объем обоим томам, а во-вторых, из-за того, что моих беллетристических произведений сравнительно немного, а небеллетристических наблюдений очень много..."
При написании этого издания я постарался включить все свои работы, включая ранее опубликованные и те, которые только что появились. Было необходимо распределить материал равномерно, поэтому решил поместить некоторые вещи, которые можно было бы назвать девятой главой, в конце первого тома, а материалы, соответствующие...