В небольшом провинциальном городе Т. находится улица, которая носит имя Растеряева. Эта улица, будучи одной из многих задворковых частей города, в полной мере отражает все особенности подобных территорий. Здесь можно встретить множество заброшенных и разваливающихся зданий. Атмосферу зажиточной нищеты придают осенние грязи и темные ночи, наполненные печальными криками сирены охраны. Исторические корни местности объясняют общую бедность и безысходность этого места.
Население этого маленького и "обглоданного" уголка включает в себя небольшую группу чиновников, торговцев мятой и мятной водой, а также мещан, которые просто пропивают всё, что продают их жены. Здесь можно встретить также гарнизонных солдат и мастеровых различных профессий, которые, в то же время, имеют немалые трудности в повседневной жизни. Несмотря на все трудности, население города Т. отражает свою уникальность и выделяется среди других окружающих его поселений. Все разнообразие и колорит местности делают эту улицу особы...
Прошло недавно несколько дней, и я случайно оказался около одной из зданий мэрии. Решил остановиться вместе с небольшой толпой любопытных, чтобы наблюдать за происходящим на свадьбе. Крыльцо мэрии было украшено элегантными мужчинами и красивыми женщинами, ожидающими прибытия жениха и невесты. Разница между суровым, военным зданием мэрии и прекрасной свадебной атмосферой, созданной декорациями и нарядившимися людьми, выглядела довольно странно. Цветочные венки на головах и букеты в руках проходящих мимо создавали яркий контраст с потерянной в пыльной и грязной обстановке служебного помещения с темными коридорами и запахом табака. Я видел подобные уличные сцены множество раз, но обычно это происходило без особых эмоций. В этот раз контраст между радостным настроением на свадьбе и жесткой действительностью административного здания очень сильно и неприятно повлиял на меня.
Не так давно, примерно полтора года назад, в нашем прекрасном городе произошло явление, которое привлекло внимание как печати, так и общества. Это был так называемый "куприяновский процесс", который неожиданно разразился и занял достойное место среди многочисленных скандальных процессов, происходивших в Рязани, Харькове и других городах. Началось все, может быть, совсем незначительным обстоятельством, как будто поджегли копеечную свечу, но очень быстро проблема приобрела огромные масштабы и стала разоблачать множество темных и скандальных дел, которые происходили в кругах так называемого "образованного общества".
Важно понимать, что "куприяновский процесс" не просто раскрыл зловещие тайны, но также показал всей стране, что за маской образованности и культуры скрываются самые низменные поступки и интриги. Это было ошеломляющее открытие для многих, кто верил в безупречность и благонадежность образованных людей.
Теперь нельзя оставаться равнодушным к секретам, которые хранит так называем...
«...В Мымрецовском полку был один солдат, выделяющийся среди всех остальных своей неповторимостью. Он принадлежал к категории "исключительных" - людей, неспособных выполнять свои обязанности в армии. Большинство таких неспособных происходили либо из малозажиточных белорусских семей, либо из районов с холодным климатом и недостатком продовольствия на севере страны. Природа их наградила необъяснимым умственным отсталостью и почти полным отсутствием стремлений, характерных для обычного человека. Они погружены в свою зависимость от водки, которую употребляют в огромных количествах. Заставляет их молча опьяняться, не произнося ни единого слова. Молча они вступают в драки, доводя их до кровавых схваток, после чего, лежа где-то в темном и безлюдном переулке, они способны только бормотать слово "виноват", никогда не забывая страшный образ своего сурового начальства...»
Георгий Успенский (1843-1902), известный русский публицист и критик, поделился своими мыслями о Достоевском и речах, произнесенных им, в своем знаменитом очерке. Впервые в 1880 году, на Пушкинских торжествах, Успенский являлся представителем редакции "Отечественных записок", и это событие стало источником вдохновения для его статьи "Праздник Пушкина". Тема его очерка - это революционно-демократические круги и их отношение к речам Достоевского. Чтобы углубиться в анализ речей прославленного писателя, Успенский исследовал тексты, написанные редакцией "Отечественных записок", что добавляет интересные слои истины в его уникальный текст. Будущим поколениям исследователей и литературных критиков предоставляется блестящий источник информации в этой статье Успенского.
В друзьях Нади имелось даже близкое знакомство с семейством Печкиных. Это знакомство возникло по нескольким причинам: во-первых, Софья Васильевна, жена Печкина, оказалась подругой Нади еще из детства, а во-вторых, сваха, которая уже активно ходила по адресам, рассказывала о Печкиных с почти надеждой и уважением. «Ты пройдешь все уголки этого мира, но нигде не найдешь подобного рая на земле!» - говорила она Наде. И это было совершенно правдой. Когда Надя впервые побывала в доме Печкиных, она почувствовала необыкновенную атмосферу: уют, гармония и взаимопонимание были ощутимы на каждом шагу. Никогда прежде Надя не видела семью, так полностью счастливую и сбалансированную. Это был настоящий рай, который оставил неизгладимое впечатление в сердце Нади. Теперь она знала, что подлинное счастье можно найти не только в фантастических сказках, но и в реальной жизни. Каждая встреча с Печкиными была для Нади настоящим праздником, наполняющим ее сердце радостью и восхищением. Они стали не просто др...
«...Печально наскучивая по пекарским делам, я задумал провести предыдущее лето где-то вдали от городской суеты, в уютной и глухой деревне. Когда-то я был удивительно рад, когда, каждый день просматривая газетные объявления о сдаче дач на лето, наткнулся наконец-то на такую дачу, которая полностью соответствовала моим требованиям... Эта усадьба находилась в триста верстах от Петербурга и всего в двадцати верстах от ближайшей станции, по сельской извилистой дороге - это было настоящей деревней... В апреле, когда поля все еще покрывались снегом, я отправился наймители усадьбы. Местность была поистине сельской, и я моментально согласился на условия, предложенные мне хозяйкой дома. И в середине мая я окончательно перебрался сюда жить. Но, странное дело (хотя вполне ожидаемое), долгое пребывание в городах заставило дела идти как назло совершенно по-дачному, то есть: прогулки, встречи со знакомыми из Петербурга, перечитывание газет - ничего, ничего деревенского в форме жизни. Жизнь на даче, с...
«...Успенский, известный русский писатель и философ, в своих произведениях выделяет уникальные преимущества семейного бытия в народной среде, по сравнению с буржуазной семьей. Он акцентирует внимание на том, что буржуазная семья основывается на несправедливых, хищнических принципах, а также отсутствии общности духовных интересов между супругами, которые могли бы быть основаны на равном участии в общественной жизни. Кроме того, в своих работах, Успенский ставит под сомнение нормальность и эффективность нетрудового воспитания детей, приверженность к которому присуща буржуазной семье. Он подчеркивает важность трудового метода в воспитании детей, что способствует их развитию и интеллектуальному росту...»
"В окончательной редакции Успенский удивляет нас своим глубоким психологическим портретом, который возникает под влиянием определенных социальных условий, и который писатель толкует на основе своей теории "власти земли". В результате, образ Ивана Алифанова внесен серьезные изменения - вместо обычного крестьянина, сбитого с обыденного пути судьбой, мы встречаем умного, самостоятельного, решительного человека, благородного и совестливого. Его переживания, связанные с первой любовью, на данном этапе более сложны и лишены всякой плотской, чувственной составляющей. Его отношения с женой также представлены более разнообразно. Мучения, страдания и падение Ивана Алифанова во второй редакции можно объяснить его отчуждением от тяжелой трудовой жизни крестьян, а также появлением в деревне непривычных событий, не похожих на сельскую жизнь, с городскими "сентиментальностями"..."
По сравнению с первой редакцией, вторая редакция романа Успенского предлагает нам более глубокий взгляд внутрь человеч...
В моем очерке "Выпрямила" я рисую картины людей, которые ощущают груз русской реальности, будь то крестьяне-новобранцы или народник Тяпушкин. Они также сталкиваются с западноевропейским капиталистическим устройством, где властвует иллюзорная "правда", где каждый человек унижен и обесчещен другими людьми. Однако главная идея "Выпрямила" заключается в мечте о лучшем будущем для русского народа, о прямом, свободном человеке, который работает на благо своей земли, избавлен от несправедливости правительственных структур и жестокости капитализма... Поверьте, у каждого из нас есть возможность изменить наше общество к лучшему. Мы можем стать выправленными и свободными людьми, преодолевая все преграды и справедливо трудясь на благо своей Родины.
«…очерк о запрещенном циркуляре в сфере просвещения был недопущен в печать из-за подавления цензурой. Циркуляр министерства народного просвещения, подготовленный И. Д. Деляновым 18 июня 1887 года, регулировал доступ детей из бедных семей к классическим гимназиям и прогимназиям. В нем отбор учащихся основывался на материальном положении их родителей, поэтому просьбе о приеме ребенка в гимназию прилагались данные о социальном положении, образовании, занятии, заработке, размере жилья, количестве прислуги и другие подробности, которые родители должны были предоставить…»
Помимо запрещения цензурой и ограничения доступа детей с небогатыми родителями в классические учебные заведения, данная мера имела вполне понятные интересы дворянства и представителей буржуазии. Ведь целью такого отбора было сохранение статуса качественного образования для детей элитных слоев общества и исключение потенциального проникновения в их среду представителей сословий низшего достатка.
"С самого дня рождения моего сына, Руднева, начались хлопоты и жертвы. Мы сразу с папой решили, что нашему будущему крошке должно быть предоставлено все самое лучшее. Поэтому мы организовали настоящую сказочную церемонию крещения. Была заказана специальная купель, ведь таких, как у нас и у губернатора, в городе было всего две. Празднование прошло громко и торжественно, хотя, честно говоря, некоторые из гостей, долго вспоминали, что случилось после крестин. Папа был так счастлив, что казался сумасшедшим, весело угощая гостей и принимая их поздравления и советы от опытных родственников и друзей..."
«…– Все едут на весенний праздник… каждому дано благословение бога! Только у кондуктора нет радости от праздника!– Почему так?– Потому что у меня, кондуктора, нет возможности чем-то порадовать проезжающих! Если прохожий даст двадцать копеек – уже благодарю бога! Извозчики, старосты, смотритель – все отнимут у проезжающих! Не дадут подсадить и не помогут удержаться за руку!.. А у кондуктора шесть детей! Мне тоже должен полагаться праздник – ведь я тоже являюсь верующим! Хотелось бы как-то помочь вам, господин! Кондуктор замолк, очевидно что-то задумывал и, наконец, придумал, как «помочь»: прогремел он на своей изношенной трубе несуразную мелодию, – тем самым разрушив все прекрасные ощущения весны: ощущения о воскресших, курящихся от тепла полях, игривых, радующихся, поющих потоках, яркую и прозрачную звучность весеннего воздуха – все это кондуктор расстроил криками своей трубы…»
Однажды утром, пока я находился в гостинице, ко мне подошел внушительный ямщик, предлагая свои услуги по доставке в соседний монастырь, находящийся в пятидесяти верстах отсюда. Вскоре в монастыре должен был состояться великий храмовой праздник, на который собралось множество верующих со всех уголков страны. Предложение прямо скажем пришлось мне как нельзя кстати, поэтому мы быстро согласились. Нам было назначено отправиться на следующий день в два часа дня, однако, как часто случается, мы выехали значительно позже - ближе к вечеру, что, кстати говоря, оказалось лучшим вариантом. Наш путь лежал по узкой, но хорошо утоптанной дороге, пересекая холмы и долины, повторяя этот пейзаж снова и снова, точно так же, как и наши первые взгляды.
- Привет! Как у вас тут? Что нового происходит?
- Да все по-прежнему! Ничего особенного не происходит. Живем себе спокойно и медленно.
Эти обычные фразы, лишенные смысла и значение, всегда обмениваются с жителями деревни, когда ты случайно заглядываешь в деревню, после долгого отсутствия, особенно зимой. Не придают этим обменам никакого значения и те деревенские жители, с которыми сталкиваешься по дороге из вокзала, когда ты случайно оказываешься здесь на короткое время.
Тем не менее, когда эти короткие минуты проходят, и сани ямщика уже движутся обратно к вокзалу, и ты вспоминаешь все, что увидел и услышал, почти всегда выясняется, что эти на первый взгляд пустые слова были единственной доброй эмоцией, которая осталась в душе...
«...Из моего богатого опыта жизни в идиллической деревенской обители я уверен в одном: повседневные события и явления, которые встречаются нам на каждом шагу, всегда связаны с общим течением деревенской жизни и мельчайшими деталями, из которых она состоит. Глубоко в этих деталях всегда можно отыскать единую точку отсчета и основу, вокруг которой все они объединяются и получают свой особый оттенок... Народ бросился рывком в строну садка – значит, на небе надвигается гроза, и все бросились собирать сено; хозяйка быстро начала снимать белье с веревок на заборе, чтобы не промокло; мужчина мчался на пустой телеге, спеша на задание, которое нужно выполнить перед дождем. Каждое из этих незначительных событий и деталей – уникально, но все они имеют одну общую цель...»
* Данная деревня находится на склоне горы и окружена лесом, что придает естественную красоту и уединение месту.
* В этот день в деревне также проходит традиционный ярмарочный праздник, на котором можно приобрести местные товары...
Недавно всплыла невероятно зловещая история, которая шокировала общество и вызвала широкое обсуждение в конце октября 1890 года. Это уголовное дело, рассматривавшееся в Варшавском окружном суде, касалось деятельности опасной преступной группировки, возглавляемой женщиной по фамилии Скублинская. Ее коварный подвиг состоял в том, что она принимала на воспитание детей искалеченных судьбой матерей в обмен на материальное вознаграждение. Но это было лишь замаскировкой для нечеловеческих поступков, которые последовали.
Оказывая видимую заботу о младенцах, Скублинская на самом деле подвергала их мучениям и ужасам голода и небрежного ухода. Такие непредставимые условия приводили к беспощадным смертям ребенка за ребенком. Окончательное число убитых детей, являющихся жертвами Скублинской, не могло быть определено, но считается, что их десятки.
Однако, несмотря на такие безоговорочные доказательства виновности всех участников этой ужасной преступной организации, приговор суда оказался шокирующе...
В 1860 году в Москве начался сбор средств на возведение памятника великому поэту А. С. Пушкину. Спустя десять лет, в 1870 году, был создан специальный комитет, ответственный за постройку памятника. Задача по воплощению идеи была поручена талантливому скульптору А. М. Опекушину.
6 июня 1880 года состоялось торжественное открытие памятника, на котором присутствовали такие выдающиеся личности, как писатели И. С. Тургенев и И. С. Аксаков, а также академики Я. К. Грот и М. А. Сухомлинов. Однако, особое внимание общественности привлекла речь Ф. М. Достоевского. Известный писатель представил свое восприятие Пушкина, отличающееся от оценки, высказанной Успенским.
Таким образом, открытие памятника стало значимым событием для культурной жизни Москвы, собравшим вместе литературных гигантов и вызвавшим разнообразные мнения об истинном наследии Пушкина. Это свидетельствует о важности и влиянии, которое Пушкин оказывал на русскую литературу и общество. Отличающиеся взгляды Успенского и Достоевског...
«…Замечательная статья Успенского является историческим свидетельством яркого противостояния писателя-демократа буржуазно-дворянской идеологии и ее последователей. Она направлена против М. Н. Каткова, известного реакционного публициста, которого В. И. Ленин называл «ложным сторонником самодержавия». Успенский с гордостью заявляет, что он не ассоциируется с дворянской литературой «элитарного» круга, и объявляет о своих принципиальных демократических убеждениях, идущих на пользу обществу и прогрессу...»
Добавлены исторические аспекты, уточнено противостояние между писателем и публицистом, обогащен текст с помощью подчеркивания значимости убеждений Успенского.
"За последние двадцать лет русская журналистика пережила множество необычных событий, которые непрерывно мешали ее нормальному развитию и прогрессу. Мои очерки страдали от этих неприятностей лишь внешне, хотя компромиссы мне не грозили: цензорские проблемы не задевали данное литературное произведение. Однако, в целом, никто не остается незатронутым в этом бурном потоке. Не вызывает никаких сомнений, что мои очерки были бы представлены более выразительно, полно и осмысленно, если бы журнальная жизнь была стабильнее и журналисты могли работать спокойнее..."
Добавленная информация:
Данный текст основан на отзыве известного русского журналиста, который рассуждает о трудностях и ограничениях, с которыми сталкивается русская журналистика за последние двадцать лет. Автор отмечает, что несмотря на то, что его произведение не подвергается прямым цензурным ограничениям, журнальная жизнь в общем сложном водовороте событий все равно оказывает влияние на литературное творчество и желаемое качест...