Книга "Теория культуры. Культурная антропология" А.С. Зверева рассказывает об истории и теории культурной антропологии, которая изучает устройство культуры, происхождение человека и особенности его действий. Автор отмечает, что культурная антропология зародилась из синтеза географии, истории и философии. Особое внимание уделяется работы американского ученого-антрополога Франца Боаса и его последователей, которые исследовали первобытные культуры. Книга также обращается к различным источникам культурной антропологии, таким как письменные документы, графические материалы, материалы фольклора и результаты экспедиций. Автор также описывает различные научные направления и теоретические школы в рамках культурной антропологии, включая эволюционизм с идеей единства человеческого рода и развития культур.
"Ловец во ржи" и "Мастер и Маргарита": исследование творчества Сэлинджера и Булгакова
Книга доктора филологических наук И. Л. Галинской представляет собой уникальное исследование творчества двух выдающихся писателей - Дж. Д. Сэлинджера и М. Булгакова. Автор проводит детальный лингвостилистический анализ романа "Ловец во ржи" и рассматривает русские переводы этого произведения. Особое внимание уделено продолжению романа, выпущенному английским издательством в 2009 году.
Кроме того, книга затрагивает творчество М. Булгакова, исследуя его различные аспекты: споры в булгаковедении, образ среды в произведениях писателя, этика, эстетика и поэтика его текстов. Автор также рассматривает рецепцию творчества Булгакова в англоязычной критике и предлагает свой взгляд на Михаила Булгакова как представителя своего времени через призму нового поколения.
Это увлекательное исследование рекомендуется к прочтению широкому кругу читателей, интересующихся литературой и культурой.
Книга "Теория и история культуры" авторства Н.П. Безугловой рассматривает понятие "культура" в различных аспектах, отмечая его многозначность в русском языке. Культура может быть связана как с творческими продуктами, так и с образом жизни, ценностями и традициями групп людей. Американский исследователь Клайд Клукхон предложил собственное определение культуры, описывая ее как набор поведенческих образцов, символов и ценностей, испытываемых человеческими группами. Автор выделяет признаки культуры, такие как ее создание человеческой деятельностью, передача от поколения к поколению и регулирование ценностей. В книге также затрагивается вопрос восприятия чужой культуры, отмечается наличие культурного шока и стресса, который часто возникает при соприкосновении с непривычными культурными аспектами.
Книга «Теория культуры: Символ: Начало и основа человеческого поведения» авторства Л.А. Уайта рассматривает символы как основную единицу всякого человеческого поведения и цивилизации. Человек способен пользоваться символами, придавая смысл физическим вещам и событиям. Это делает возможным непрерывное сохранение культуры. Без символической коммуникации мы не имели бы человеческой социальной организации. Артикулируемая речь является одной из важнейших форм символического выражения. Книга также обсуждает различия между символами и знаками, а также различие между символическим и несимволическим поведением человека.
Книга "Теория культуры: Гуманизм – фундаментальный принцип культуры" Ю.Л. Игнатюка описывает значимость гуманизма как основополагающего принципа культуры. Автор подчеркивает важность гуманизма в современном мире, где он выступает против обесчеловечивания человека и борется за его выживание. Описывается история возникновения гуманизма в эпоху Возрождения, когда человек стал центром внимания и появилась заинтересованность в развитии человеческих духовных и культурных ценностей. Автор указывает на необходимость гуманизации общества и человеческой личности для успешного развития науки и культуры. Важно также изучать противоположности гуманизма, чтобы понять, что мешает людям придерживаться гуманистических идеалов.
Книга "Теория культуры И.А. Ильин о значении искусства в духовном становлении человека" рассказывает о русском религиозном философе Иване Александровиче Ильине, который активно занимался преподаванием и исследованиями в области христианской этики, философии искусства и художественного творчества. Он подчеркивал важность духовного развития личности, самосовершенствования и формирования качеств, таких как воля, самостоятельность и способность видеть свою жизнь через призму духовности. Ильин выстраивал свою теорию на основе взаимосвязи этики и эстетики, утверждая, что духовное становление каждой отдельной личности уникально. Автор также подчеркивал важность самовоспитания и творческого подхода к достижению поставленных целей в процессе формирования духовно целостной личности.
В книге "Теория культуры" А.Я. Флиер определяет культуру как программу сознания и поведения людей, которая обеспечивает коллективный характер их жизнедеятельности. Он говорит о том, что взаимодействие с Другим является основной причиной возникновения и развития культуры. Автор подчеркивает, что продукты индивидуальной деятельности людей также являются культурными при условии наличия социального контекста работы индивида и называет четыре причины внутренней потребности человека в культуре. Он также говорит о структурировании культуры, динамике культуры и социальной регуляции, а также о роли культуры в обеспечении режима социального неравенства.
ать охранять культурную безопасность. В книге проводится анализ того, как современное общество воспринимает Чужого, какие угрозы и преимущества несет его влияние, а также как формируется образ и статус Чужого. Авторы обращают внимание на то, что идентификация Чужого является важным культурообразующим фактором и маркером уровня развития общественного сознания. Особое внимание уделяется тому, как понимание Чужого помогает разобраться в глубинных процессах формирования общественного сознания. Книга помогает более полно осознать сложность феномена Чужого и его воздействия на наше общественное и личностное развитие.
Сборник "Теория культуры" подготовлен на основе проектов Российского гуманитарного научного фонда культурологами города Смоленска. В первой главе обсуждается история термина "культура" и ее разновидности, такие как доминирующая культура, субкультура, контркультура, народная, массовая и элитарная культуры. Философия культуры изучает сущность, цели и ценности культуры, пронизывающей все социальные сферы. Массовая культура ориентирована на средние слои нетребовательного зрителя, в то время как элитарная культура считается наиболее утонченной и изысканной.
Книга "Очерки теории культуры" Э.С. Маркаряна является одним из основных трудов в области теории культуры. В ней автор обсуждает понятие культуры как основы социальной системы. Книга состоит из двух частей: "Феномен культуры" и "К проблеме культурно-исторической типологии". В работе подчеркивается, что общественная жизнь людей представляет собой непрекращающийся процесс деятельности в различных сферах. Чтобы нормально функционировать, социальная система должна осуществлять деятельность в сферах материального и духовного производства, управления, воспитания, обороны и здравоохранения. Автор также обсуждает важность материально-производственной деятельности и ее соотношение с другими сферами духовного производства. Эта работа является важным вкладом в развитие теории культуры и предлагает новый взгляд на это понятие.
Книга "Теория культуры: Умом Россию понимать" братьев А.В. Лукина и П.В. Лукина представляет собой важное исследование российской политической культуры. Введение и заключение написаны совместно, а главы книги представлены как П.В. Лукином, так и А.В. Лукиным.
В первой главе исследуется политическая система средневекового Новгорода в европейском контексте, представлены стереотипы русской истории, а также мысли и идеи различных историков, включая советских авторов. Лукин описывает древнерусское "одиночество" и рассказывает о расправах над противниками воле большинства новгородцев, празднествах великокняжеских властей и генетической связи между языческой и христианской политическими культурами Средневековья.
Во второй главе рассматривается формирование российской политической культуры, включая как участие элиты, так и свободных граждан разного общественного статуса в политической жизни. авторы рассматривают опыт Новгорода как пример ориентации политической культуры на элитную часть обще...
Книга "Теория культуры: Современное состояние наук о культуре в России: Достижения, проблемы и перспективы" авторства И.В. Кондакова рассматривает развитие российской культурологии как междисциплинарной области знания. Автор отмечает укрепление научного статуса культурологии и ее интеграцию с другими дисциплинами, такими как философия, социология, антропология. Особое внимание уделяется деятельностному подходу к изучению культуры, который в значительной мере опирается на марксистскую неклассическую интерпретацию. Книга раскрывает влияние философии, социологии, психологии, теории управления и других дисциплин на комплексное культурологическое знание и расширение понимания культуры.
"Теория культуры. Культурфилософия Самария Великовского" - книга, посвященная известному российскому философу и культурфилософу Самарию Великовскому. Автор описывает его индивидуальный путь духовно-интеллектуального труда, его скромность и отказ от коллективизации интеллекта. Великовский был известен своей сильной идеей, которая оказывала влияние на генетическую память общества. Его идеи были важным духовным подспорьем в ситуации принудительного лицемерия. В книге также рассматривается критика современных научно-исследовательских организаций и их подход к мышлению и творчеству.
В статье "Алгоритмическая культура" Тед Страйфес анализирует концепцию алгоритмической культуры, которая заключается в выявлении, классификации и иерархизации различных аспектов жизни с использованием компьютерных процессов. Автор ссылается на работы культурологов, включая Реймонда Уильямса, который рассмотрел основные категории культуры, общества и информации от 1780-1950 годов. В статье представлены три ключевые позиции: информация, образ толпы и понятие алгоритма. Автор утверждает, что в культурном контексте информация противоречива и требует компромиссов, исторически информация связана с религией и законом, а сейчас используется в судебной практике.
Книга представляет собой обширное издание, охватывающее широкий спектр тем в области культурологии. В ней рассматриваются такие актуальные проблемы, как философия культуры, диалог между различными культурами, история развития идей, особенности философских течений в русской поэзии, структура современной культуры, взаимодействие человека и культуры, а также вопросы гуманитарного мышления. Это дополнительно позволяет углубить знания о культуре и ее влиянии на современное общество.
Книга "Музыка в системе символико-аллегорического мышления средневековья" С.А. Гудимовой рассматривает эстетическую систему раннего Средневековья через призму христианской веры и уподобления Бога художнику. Автор обращается к трудам раннехристианских мыслителей, таких как Лактанций, Макарий Египетский и Немесий, чтобы показать их взгляды на творение мира, природу человека и его место в космосе. Они видят в человеке венец творения, соединяющего в себе материальное и духовное, созданного по образу и подобию Бога. Красота и устройство мира для них становятся доказательствами истинности Творца. Автор исследует связь античной философии и христианской теологии в понимании роли человека в мироздании.
базируется на синтезе гуманитарных и естественнонаучных знаний. Креаторика включает в себя методы и приемы решения творческих задач, а также развитие инновационного мышления. Важным моментом является тот факт, что креаторика позволяет преодолеть противопоставление между гуманитарием и техническим мышлением, а также способствует развитию личности как творческого и целеустремленного индивида.
Книга также рассматривает влияние гуманитарных наук на различные аспекты культуры, философии, языка, литературы, а также на становление индивидуальности и общественных сообществ. В монографии автор приходит к выводу, что гуманитарные науки могут стать ключом к сближению различных аспектов человеческого общества, способствуя взаимопониманию и развитию культуры в целом.
В целом, книга М.Н. Эпштейна предлагает новый взгляд на роль и значение гуманитарных наук в современном мире, подчеркивая их важность для развития личности, общества и культуры в целом.
Книга "Теория культуры: Принцип отражения в поэтике барокко" С.А. Гудимовой рассматривает принцип отражения в искусстве барокко с помощью примеров из литературы и театра славянских культур. Основными ключевыми словами в статье являются аллегории, эмблематика, интерпретация, символы, метафоры и сравнения. Автор исследует, каким образом мир виделся людям в XVII веке, описывая человеческое мировосприятие и раздираемые противоречия между духом и плотью. Она также отмечает, что в эту эпоху человек посредственно между духовным и материальным мирами, испытывая тревожность и страх перед смертью. Все это создает уникальное мироощущение, характерное для барокко, которое четко разделяет мир на три сферы - небо, землю и ад, а человек становится пилигримом в этом мире.
В наших публикациях обсуждаются актуальные исследования в области культурологии, истории идей, генеалогии моральных ценностей, синестезии в японской культуре, философских течений в русской поэзии, а также проблема древних цивилизаций в современном мире и антропология искусства.
В переводе фрагмента из книги М. Анри «Я есмь истина. К философии христианства» (1996) исследуется понятие истины в контексте христианской философии. Узнайте больше о различных подходах к вопросам веры и философии в нашем издании.
Книга "Теория культуры: Культура и цивилизация. Типология цивилизаций" Л.К. Кругловой обсуждает отношение понятий "культура" и "цивилизация" с точки зрения различных ученых. Одни отождествляют эти понятия, другие видят цивилизацию как этап развития культуры с процессами вырождения, а третьи понимают цивилизацию как объединение культуры и общества. Книга также рассматривает позицию П.Л. Лаврова, который видел понятие цивилизации в связи с историческим прогрессом, а культуры - с консервативными моментами в жизни общества.