Книга "Теория культуры: типология культур" авторства А.И. Кравченко является рефератом главы учебника по культурологии для высших учебных заведений. В книге рассматриваются различные аспекты культуры, такие как отрасли культуры (экономическая, политическая и профессиональная деятельность), типы культуры (регионально-этнические образования, исторические и хозяйственные образования, формы культуры (элитарная, народная и массовая), виды культуры (доминирующая культура, субкультура и контркультура, обыденная и специализированная культуры), духовная и материальная культуры, экономическая культура (культура производства и культуры распределения, обмена, потребления, управления и труда), политическая культура (определяемая господствующим политическим режимом власти), профессиональная культура (совокупность специальных знаний и умений, связанных с конкретным видом труда), педагогическая культура (уровень грамотности населения). Книга содержит сводку основных понятий и теорий культуры.
Книга "Теория культуры. Основные принципы искусства. Канон" написана В.В. Бычковым и рассматривает тему канонизации в искусстве. Она изучает роль канонического мышления и нормативизации в процессе творчества, а также системы изображительных средств и принципов. Автор утверждает, что канон является одной из ключевых категорий классической эстетики, определяющей явления в истории искусства. Каноничность присуща древнему и средневековому искусству, особенно связанному с религиозной сферой. Основным примером канонизированного искусства автор называет искусство Древнего Египта, которое разработало четкую систему визуально-пластических клише и канонических инвариантов. Книга также изучает различные типы художественной канонизации, включая канон пропорций человеческого тела, который утвердился в пластике искусства с Древнего Египта.
Краткое содержание книги будет включать следующие пункты:
1. Введение: представление основных понятий, связанных с культурой и типологией.
2. Разновидности и сферы культуры общества: объяснение того, что такое художественная, экономическая и политическая культуры и их связь с обществом.
3. Отрасли культуры: рассмотрение экономической, политической и профессиональной деятельности людей в качестве составляющих культуры.
4. Типы культуры: описание регионально-этнических образований и исторических/хозяйственных образований в контексте культуры.
5. Формы культуры: объяснение элитарной, народной и массовой форм культуры.
6. Виды культуры: представление различных компонентов культуры, таких как доминирующая культура, субкультура и контркультура, а также обыденная и специализированная культуры.
7. Духовная и материальная культуры: объяснение, как эти две составляющие взаимодействуют и какие разновидности они включают.
8. Экономическая культура: осмысление культуры производства и культуры расп...
Книга "Теория культуры паракатегории нонклассики. Абсурд" написана Виктором Бычковым. В книге рассматривается подход, в котором интуиция и абсурд становятся основными руководящими принципами в мирах лабиринта и бессознательного. Абсурд, в данном контексте, приобретает особую семантику и описывает явления современного искусства, литературы и культуры, которые не могут быть формально описаны или интерпретированы. Автор также рассматривает принцип абсурда как формально-логического парадокса и его использование в христианской культуре для обозначения непостижимого смысла Бога. Книга также описывает принципы абсурдных ответов, которые используются в некоторых учениях, исследующих бессмысленность и алогичность.
Книга "Теория культуры: Культура как феномен" автора П.С. Гуревича рассматривает понятие культуры и его толкование известными историками и культурологами. Она начинается с мнения Томаса Стернза Элиота, который определяет культуру как образ жизни народа. Арнольд Джозеф Тойнби связывает западную культуру с христианством, тогда как Эрнст Трёльч утверждает, что христианство и западная культура тесно связаны. Якоб Буркхардт, напротив, отделяет культуру от религии и государства. Древнегреческий философ Демокрит называет культуру "второй природой", а Йохан Хейзинга говорит о том, что человечество создает свой собственный мир рядом с миром природы. Культура всегда социальна, так как связана с жизнью человека. Она включает язык, образование, традиции, искусство, философию, науку, управление, право, ритуалы, верования, технологии и другие объекты, созданные человеком. Культура является миром ценностей, а культурная деятельность направлена как на сохранение, так и на создание этих ценностей.
Книга "Космос культуры: Парадигмы культуры ХХ века" рассматривает самые экстремальные мифы новоевропейской культуры о центральном положении человека во Вселенной в XIX веке. Автор обсуждает идеал Homo Humanus, возникший в Ренессансе и выражающий ценностную противоположность Homo Barbarus. В книге рассматриваются понятия Humatité, Humanity, Humanität, связанные с сообществом просвещенных и гуманных людей, а также развитие понятия "цивилизация". Автор анализирует источники и эволюцию этих парадигм в истории культуры ХХ века.
Книга "Теория культуры: Психология и культура" И.Л. Галинской обсуждает различные подходы к изучению динамики культурного пространства личности. В книге рассматривается онтогенетический подход, который основывается на теории Л.С. Выготского, этнокультурный подход, опирающийся на изучение культурных различий народов, и филогенетический подход, рассматривающий развитие человеческого общества в историческом процессе. Книга также рассматривает три этапа рефлексии культуры в истории отечественной психологии и концепцию Выготского о культурной опосредованности психики.
Книга "Теория и история культуры" авторства Н.П. Безугловой рассматривает понятие "культура" в различных аспектах, отмечая его многозначность в русском языке. Культура может быть связана как с творческими продуктами, так и с образом жизни, ценностями и традициями групп людей. Американский исследователь Клайд Клукхон предложил собственное определение культуры, описывая ее как набор поведенческих образцов, символов и ценностей, испытываемых человеческими группами. Автор выделяет признаки культуры, такие как ее создание человеческой деятельностью, передача от поколения к поколению и регулирование ценностей. В книге также затрагивается вопрос восприятия чужой культуры, отмечается наличие культурного шока и стресса, который часто возникает при соприкосновении с непривычными культурными аспектами.
Книга "Теория культуры: Дадаизм и постмодернизм" анализирует связь между дадаизмом, постмодернизмом и авангардистским движением в европейской и мировой культуре. В книге исследуются специфические черты дадаизма и постмодернизма, отличающие их от других авангардистских течений, а также связь с процессом модернизации и иконоборчеством. Автор обращает внимание на то, как дадаизм разрушает традиционные рамки искусства и стремится к универсальному мировому искусству, касаясь тем самым исторической и культурной институциональности. Книга предлагает новый взгляд на авангардизм и его влияние на современную культуру.
В сборнике представлен анализ различных аспектов культуры, включая теорию, историю, философию, социологию, психологию, искусство и литературу. Обсуждаются такие темы, как культура XX века, взаимодействие культур, повседневная культура, гламур и культурологический лексикон. Все это позволяет более глубоко понять разнообразие и сложность культурного наследия.
Книга «Космос культуры. Серебряный век или русский Ренессанс?» В. И. Мильдон представляет анализ переосмысления понятия «Серебряного века» и вводит понятие «русского Ренессанса». Автор изучает концепцию возрождения культурного наследия, самоценности индивидуального бытия, и возвращения к эстетике творчества в русской литературе конца XIX - начала XX века. Он рассматривает важность создания ренессансной среды для будущего, обращая внимание на потребность в воссоздании культурных ценностей и идей. Для это автор предлагает заменить понятие о Серебряном веке понятием Русского Ренессанса, подчеркивая универсальность и всечеловечность культурного наследия.
Книга "Теория культуры: Гуманизм – фундаментальный принцип культуры" Ю.Л. Игнатюка описывает значимость гуманизма как основополагающего принципа культуры. Автор подчеркивает важность гуманизма в современном мире, где он выступает против обесчеловечивания человека и борется за его выживание. Описывается история возникновения гуманизма в эпоху Возрождения, когда человек стал центром внимания и появилась заинтересованность в развитии человеческих духовных и культурных ценностей. Автор указывает на необходимость гуманизации общества и человеческой личности для успешного развития науки и культуры. Важно также изучать противоположности гуманизма, чтобы понять, что мешает людям придерживаться гуманистических идеалов.
Книга "Космос культуры: Классическое наследие в эпоху глобализации" Арама Асояна рассматривает понятие классики и ее изменчивость в контексте времени и культуры. Автор обращается к определениям классики от знаменитых философов и писателей, таких как Шарль Сент-Бёв и Мерло-Понти, и подчеркивает важность диалогической активности в понимании текстов. Книга также обращается к предшественникам, таким как Гёте, и их взгляду на связь между прошлым, настоящим и будущим в контексте античности. Автор приходит к выводу о том, что классическое наследие не является постоянным и статичным, а постоянно меняется и соотносится с другими текстами и культурными явлениями.
Книга "Теория культуры: Проблемы самоопределения культурологии в академической системе социогуманитарного знания" Г.И. Зверевой рассматривает развитие культурологии как дисциплины и ее введение в систему российского высшего образования в конце 20 века. Автор подробно описывает критику культурологии, связанную с обстоятельствами ее официального рождения и использованием нововведения для преодоления мировоззренческого кризиса в постсоветском обществе. Он также обращает внимание на расплывчатость предметной области и понятийно-терминологического аппарата культурологии и выражает озабоченность по поводу ее самоизоляции от мировых методологий социально-гуманитарного знания.
ать охранять культурную безопасность. В книге проводится анализ того, как современное общество воспринимает Чужого, какие угрозы и преимущества несет его влияние, а также как формируется образ и статус Чужого. Авторы обращают внимание на то, что идентификация Чужого является важным культурообразующим фактором и маркером уровня развития общественного сознания. Особое внимание уделяется тому, как понимание Чужого помогает разобраться в глубинных процессах формирования общественного сознания. Книга помогает более полно осознать сложность феномена Чужого и его воздействия на наше общественное и личностное развитие.
Книга "Космос культуры: Русский «очевидец незримого» и древнеегипетский канон" рассматривает соприкосновение и взаимосвязь между творчеством русского художника П.Н. Филонова и древнеегипетским искусством. Автор исследует их сходства и параллели через призму истории и культуры, показывая, как они взаимодействуют и влияют друг на друга. Рассматривается идея соприкосновения разных текстов и контекстов, а также влияние древних образцов на современные искусственные произведения. В результате анализа автор приходит к выводу, что диалог между прошлым и настоящим является ключом к пониманию и интерпретации искусства.