Однажды я открыл для себя удивительную книгу, которая рассказывала о социокультурном подходе к образованию. Это было необычное изложение, написанное с любовью и страстью. Автор, А. М. Цирульников, известный ученый и писатель, в своей книге рассматривает школу не только как отдельное образовательное учреждение, но и как неотъемлемую часть культуры и истории. Школа в его трактовке – это не просто здание с учителями и учениками, а живой организм, взаимодействующий с окружающим пространством.
Цирульников вплетает школу в контекст современной жизни, соединяет ее с проектами и надеждами на будущее. Эта книга не только отвлекает внимание на весьма актуальную тему, но и продвигает идею включения школы в широкий социальный и культурный контекст. Автор рассматривает школу, обрамленную исторической традицией, но не забывает вставить ее в современные реалии. Он исследует влияние школы не только на уровне индивидуального развития, но и на уровне общества вцелом.
Особое внимание Цирульников уделяе...
Говорят «модернизация», а пахнет нафталином. Знакомыми до боли приемами, интонациями, выражением лиц. Лица новые, а взгляд тот же. Глаза – зеркало души. У модернизации – холодные глаза, самоуверенные, надменные и услужливые, заглядывающие в глаза начальству. Но, может быть, мы ошибаемся и то, что осуществляют сегодня в системе образования сверху – самое нужное? Но почему это происходит перпендикулярно жизни?
А чем дальше от глаз модернизации, тем живей, интересней, сложней, удивительней. Маленькая школа в Якутии, бог знает где, а – открытие, зеркало явлений и процессов, которые происходят сегодня на самом деле, а не в постановлениях и приказах. Увидеть и осмыслить эти живые процессы в образовании – ради этого стоит походить, поездить…
Но зачем так далеко? Почему Якутия? Потому что она, как алмазы, раскрывает не только якутские проблемы и способы их решения. Здесь можно наблюдать уникальную культурную почву, которая – парадоксально, здесь, на вечной мерзлоте, сохранилась на удивление...
«Эта книга - результат последних исследований автора, которые проводились начиная с 80-х годов. В ней представлен уникальный подход к организации и развитию системы образования, известный как средовой или социокультурный. Здесь основное внимание уделяется изучению системы образования в контексте социума и культуры, а также их динамике и историческому развитию. Мы рассматриваем социокультурный подход не просто как смысловую среду, но как реальную область жизни, где происходят образовательные процессы и явления, и как неотъемлемую часть нашей жизни. Книга состоит из трех частей. Первая часть посвящена анализу социокультурных аспектов системы образования, ее различным вариациям и развитию, основанными на исследованиях сельских школ разных регионов. Особое внимание уделяется предлагаемым нами в свое время и широко используемым сейчас методам диагностики социокультурных ситуаций в школе, а также разработке дифференцированных стратегий и моделей развития образования, основанных на анализе да...
Книга "Неопознанная педагогика Адыгеи: мозаика надежды и боли" - уникальное произведение, которое завершает цикл из двадцати книг о современном российском образовании. Автором этого удивительного исследования является академик РАО А.М. Цирульников, который на протяжении длительного времени проводил экспедиции и социо-культурные исследования в Адыгее.
Центральной темой книги является школа, не просто в себе, но как часть жизни, как важный элемент контекста двора, города, села, мироздания. Автор ищет ответы на основные вопросы современного образования, а именно, как распознать педагогику вокруг нас и в нас самих, как поверить в свои силы и объединиться для поиска решений в конкретных жизненных ситуациях.
Эта книга о неопознанной педагогике Адыгеи имеет особый характер и ключевое значение в серии "Неопознанная педагогика". Она выделяется своей трагической, мозаичной и внезапной природой, в ней присутствуют интонации надежды и боли, легкого дыхания творчества и яркой радости бытия.
Нов...
Истории, описанные в данной книге, перемещаются между двумя экстремальными полюсами - между жизнью и смертью, между памятью и забвением, разумом и псевдонаучным безумием, открытостью к окружающему миру и стремлением укрыться от него в руинах... Это не просто книга о педагогике в Калмыкии, она представляет собой своего рода дневник путешествия, нацеленного на раскрытие тонкого вкрапления культурного значения, без которого любая «буря песка» может превратить ландшафты в бесплодные пустоши, и которое граничит с чудом - это то, что позволяет детям становиться достойными людьми, а народам сохранять свою идентичность.
Академик Российской академии образования, А.М. Цирульников, в своих исследованиях уделяет особое внимание школе, рассматривая ее не только как учебное заведение с собственными методами и режимами, но и как элемент великого пространства - двора, города, села и вселенной. В его произведениях исследуются и находятся ответы на главные вопросы современного образования: как распознат...
Россия, с ее теплыми странами, всегда ассоциировалась с Сибирью, с точки зрения других наций. Однако для нас, самих россиян, Сибирь всегда была краем, который мы намеревались расширить, но в действительности становились все меньше и меньше, пытаясь скрыть этот факт, но он всегда вырывался наружу и намедни стал больной глаз. Поистине, Сибирь – это то, чего мы неожиданно и несознательно обнаруживаем: месторождения, наши собственные возможности, и даже наши образовательные учреждения. В данной книге автор рассматривает сибирскую школу с точки зрения не только образовательного учреждения, но и в контексте нашей жизни, как место, где мы все обречены существовать. Исследования академика РАО А.М. Цирульникова фокусируются на образовании, вкорененном в историческую традицию, связанном с текущим контекстом нашего столетия и объединяющем в себе проекты и надежды, нацеленные в будущее. Автор интересуется школой, в которую вписывается не только методика и режимы, но и она становится частью самого...