Юлий Айхенвальд читать книги онлайн бесплатно - страница 2

«Так важна и символична знаменитая сцена, произошедшая на крупном лицейском экзамене - исторический момент, который стал перевалом на дороге русской литературы. Этот момент - олицетворение XVIII века, где старик, с благословлением, одаряет кудрявого мальчика, юного орленка. Это нечто большее, чем просто апофеоз, это торжественно отмеченная смена столетий.

Затем, наступает время музы, спуца вакханка - спутница бурной молодости. Ласковая и манящая дева, она сопровождает своего поэта в ссылку, и только для него раскрывает тайны своего волшебства. Она создает чарующую и незримую атмосферу для его одинокого и безмолвного пути. Она - романтическая Ленора, которая спешит с ним верхом по скалам Кавказа, или религиозная сущность, ведущая его на берега Тавриды, чтобы слушать волнующую молитву моря - таинственный хор валов и прославляющая Отца всех миров. Она также - муза-дикарка, муза-степница, Земфира, она грустно скитается среди цыган в глуши Молдавии. При всяком изменении в жизненных сценах,...
В виртуальных стенах нашего царства литературы живут и движутся, словно фантастические герои, две неподражаемые личности - Пушкин и Гоголь. Они предстают перед нами, яркий и темный, благодарный и отчаявшийся, великий и мудрый.
Безусловно, оба они необходимы, как в старинных народных сказках, чтобы восстановить потерянную цельность человеческой души, чтобы пробудить в нас красавицу или богатыря, чтобы принести нам живую и мертвую воду. Однако Пушкин исполняет свою роль с блеском и энтузиазмом, радуясь каждому мгновению этой творческой игры, погружаясь в новые миры и обретая удовлетворение в каждом своем произведении. Гоголь же, гениальный создатель человеческой кунсткамеры, наполнен горечью и недовольством. Он отворачивается от своих героев, которые научились жить сами по себе, создавая свои собственные законы.
Поневоле чувствуешь, что Гоголь переживает острую боль и тоску писателя, осознающего свою огромную ответственность перед окружающим миром. Ведь он – посланник творчества, он несе...
«Когда-то на бронзовой статуе в парке, азартно исследующий лицо юноши Лермонтова, Тургенев увидел «зловещие и трагические, сумрачные и недобрые силы, глубокое презрение и страсть». С такой яростной интенсивностью поэт и исчез в вечность; другого облика он и не оставил в памяти своих современников и последующих поколений. Тем не менее, внутреннее движение его творчества говорит о том, что если бы ему посчастливилось жить дольше, его восклицательные черты, несомненно, стали бы более мягкими и отразили бы тишину и благосклонность просветленной души. В конце концов, перед нами лишь неоконченный человеческий обрывок, недостроенная жизнь и недостроенная поэзия, как будто блестящая, но круто оборванная и изорванная психическая нить. Есть что-то горькое в том, что поэтическое наследие Лермонтова изобилует фрагментами…»
Поэзия Кольцова олицетворяет сельскую местность в нашей художественной сфере. Она вытаскивает нас из городской суеты, из царства культурных изысков, и переносит нас в широкие поля, где растут зеленые травы и цветут луговые цветы. Здесь каждая ограничивающая рамка отсутствует, здесь мы можем видеть разноцветные клочья в ржи и нежные васильки, которые выросли без всякой посадки и возделывания. Все вокруг нас здесь прямолинейно, искренне, естественно, и жизнь здесь представлена в своей первоначальности и простоте. Мы возвращаемся к своим корням; в городской суете мы могли бы забыть о них, но, оказывается, они по-прежнему живут внутри нас, лишь затмеваются другими заботами, тревогами и искусственными волнениями… Ведь так великолепно вернуться в свою истинную сущность, свои настоящие ценности, исследовать свои внутренние просторы, где спрятано неизведанное и очарование жизни. Возвращение к природе и простоте позволяет нам испытать истинное блаженство и проснуться ото сна городской суеты. От...
"Он, неустанно страдая от самого себя, истощался от боли, которую ему причинял собственный внутренний мир. В его лирических строфах ясно видна тень самопрезрения, которая проникала в самые глубины его души. Он был похож на ребенка, жаждущего спасения, но материнской ласки и заботы не дожидаясь. «Выводи на дорогу тернистую!..» - вскрикивал он, но пути злобная судьба не ставила перед ним. И он не мог обвинить кого-либо, кто не смог дать ему то, чего не хватало в его сердце и воле. Вплоть до конца своих дней, Некрасов мучился от неутоленной скорби, от острого чувства неудовлетворенности. Он не мог прямо и непоколебимо взглянуть в глаза своей требовательной совести, и во вялой, бесцельной тоске он "уснул" свою душу на все оставшиеся с ним дни..."

Добавленная информация: Александр Николаевич Некрасов - выдающийся русский поэт и публицист, страстный общественный деятель. Его песни и стихи стали символом русского народа, и до сих пор восхищают своей искренностью и душевностью. В своих произ...
«Среди стихов Фета можно заметить, что он – поэт, который отказался от обычного языка. Он, как никто другой, активно передает свое разочарование в человеческие слова. Для него они материальны и громоздки; "неуклюжие слова людей" никогда не могут соответствовать "невысказанным глаголам" его души, которые возникают в священной тишине в момент вдохновения. Слова только приближаются к истине. Как замечательно было бы избавиться от их неловкого посредничества! Как прекрасно было бы выразить свою душу без слов! ..»
Достоевский - великий русский писатель, известный своими темными и глубокими произведениями. Он был не только наблюдателем человеческих страхов и трагедий, но и сам всю жизнь ощущал на себе весь ужас и надежду на смерть. В своих произведениях Достоевский исследовал психологию смертной казни, придавая ей инфернальный характер.

Сегодня смертная казнь может показаться неким рутинным и часто повторяющимся событием, порождая разочарование и пошлость. Однако это не умаляет ее страшности. Даже в наше время, где смерть превратилась в обычность, русский народ, особенно палачи, продолжает относиться к этому явлению с особым трепетом и ужасом. Это словно ореол смерти, который не покидает Достоевского, но только усиливается благодаря историческому контексту России.

Достоевский не только пережил психологию смертной казни, но и стал провидцем тьмы, воплощенным в его личности. Он подобен существу, вышедшему из могилы и ступающему по земле, чтобы пережить странное празднество палачей. Возможно, имен...
"Печальная весть о кончине нашего великого поэта Александра Блока настигла нас всех, словно гром среди ясного неба. Его творчество было и остается одним из самых восхитительных проявлений русской поэзии нового времени. Недавно мы были свидетелями его живой презентации собственных стихов, когда он, в собственной неповторимой манере, читал их с таким величественным спокойствием, сопоставимым только с молитвенным покоем монаха, медленно перебирающего бусы своих молитв. Теперь мы сами, с грустью в сердце, читаем эти замечательные строки в его стихах, отдаваясь всемошно гипнотизирующему волшебству его творчества..."