В оживленном подпольном мире шулеров Москвы, которые редко находили время для культурных развлечений из-за своей непрекращающейся страсти к картам, выделялась только одна театральная постановка – знаменитая пьеса "Свадьба Кречинского". Она занимала особое место в их сердцах, погружая их в мир юмора и гротеска. Среди присутствующих шулеров появлялись собственные интерпретации героев, делая Кречинского и Расплюева действительно своими. Это лишь подчеркивало проникновение пьесы в их существование и оцепенело общественное воображение, расставляя карты жизни по новому.
Владимир Александрович Гиляровский (1853–1935) - известный московский журналист, писатель и поэт, чье творчество неразрывно связано с Антоном Павловичем Чеховым. Он был не только ближайшим другом Чехова, но и его соавтором в создании литературных произведений.
В мире литературы Гиляровский стал признанным мастером, а его стихи перевернули представление о некрасовском строе лиры. Своими произведениями он сумел передать всю гамму эмоций и переживаний, связанных с жизнью и бытом Москвы.
Никто не мог пройти мимо Гиляровского, так как он знал свой родной город наизусть. Он изъездил его вдоль и поперек, изучая каждую улицу, каждый уголок. И его знания о Москве стали настоящим сокровищем для всех жителей столицы и не только. Статьи Гиляровского были зачитываны всеми, его мнение всегда вызывало интерес и привлекало внимание.
Но Гиляровский был не только литератором, он был настоящим знатоком Москвы. Он был способен передать ее дух, ее особенности и атмосферу, словно вдыхая в себя всю энерги...
«Июнь – волшебный месяц столичных гонок, когда первые лучи солнца пробуждали владельцев лошадей и спортсменов к труду уже к восьми или девяти утра. Как никогда раньше, ипподром становился святым местом для любителей скачек. Гости и случайные зрители не могли проникнуть на просторы ипподрома – только истинные почитатели этого искусства могли наслаждаться красотой и грацией лошадей. К тому же, жокеи гонялись без обычных камзолов, но в стильных пиджаках и фуражках, лишая посторонних возможности сразу узнать победителя. Все это делало скачки еще более загадочными и привлекательными для истинных ценителей спортивных состязаний…»
Ежегодно в июне, когда природа просыпалась от зимней спячки и зелень таяла на глазах, на московском ипподроме разгорались зрелищные скачки. Введя специальные правила доступа истребователей адреналина, организаторы обеспечивали полную эксклюзивность события для настоящих ценителей. Красивые лошади и темпераментные жокеи, одетые в элегантные костюмы, устраивали осле...
«На опустевшем ипподроме теперь царствует холод. Трава побурела под мерзлым дыханием зимы. Здания, которые когда-то служили пристанищем для жокеев и смотрителя круга, теперь лишены дверей и окон. Однажды их отделял высокий забор от Ходынского поля, на котором вскакивали лошади и пролетали стремительные скачки. Рядом с зданием стоял уютный деревянный домик, где смотритель следил за порядком. Перед ним располагался небольшой садик, остатки которого видны и сейчас. Забор и загородка садика давно разрушены, и из окошек домика теперь открывается печальный вид на обнаженное Ходынское поле и Ваганьковское кладбище. В этом домике продолжает жить семья... Стоит только подойти ближе, чтобы услышать их голодные желания и проклятия направленные на холод...»
В.А.Гиляровский (1853-1935), который стал известным московским журналистом и писателем, вступил в литературный мир рядом с великим А.П.Чеховым. Его талант и уникальное представление о некрасовском жанре лиры сделали его прославленным в среде своих современников. Был признан знатоком Москвы и мастером изображения обыденной жизни города. Все москвичи, независимо от своего общественного положения, знали и любили В.А.Гиляровского. Его статьи вызывали восторг и внимание, его мнение всегда имело для людей весомость. Благодаря его глубокому знанию Москвы, он основательно изучил каждый уголок своего родного города. В.А.Гиляровский, или, как его называл с любовью А.П.Чехов, "Дядя Гиляй", самостоятельно проехался по его улицам и переулкам.
Вот как все началось. Я был молод и полон энтузиазма, когда наш цирк отправился в свое следующее путешествие. Этот раз я даже не мог предположить, что мое приключение приведет меня в чудесный город Тамбов. Воронеж был лишь начальной точкой нашего пути в Саратов, но судьба распорядилась иначе.
Цирк с лошадьми и всей необходимой атрибутикой был погружен на товарный поезд и ожидал своего отбытия в полночь. Лично я в то время решил прогуляться по гостеприимному городу и отведать местные деликатесы. В этот вечер я заглянул в небольшой ресторанчик Пустовалова, расположенный в подвале прекрасного кирпичного здания, которое оказалось театром.
С обеднейшим положением у циркового артиста, ресторанчик показался довольно роскошным и уютным местом. Я сразу ощутил дух истории, пронизывающий это место. Забравшись за столик, я наслаждался атмосферой и ждал своего обеда.
Пока я изучал меню, мой взгляд упал на фотографию Пустовалова - владельца этого прекрасного заведения. Я никогда не слышал о нем р...
"На самой первой неделе работы, наша труппа с удивлением рассталась с нашим коллегой Григорьевым. Изумительно, что половина из нас уже тогда договорились работать у него в следующую зиму, просто на словах. Григорьев нам не предложил никаких контрактов или условий. Как-то ранее, перед моим приходом, один из режиссеров, привез печатные правила и хотел повесить их на стену..."
Почувствуйте тайну захватывающих театральных историй! На первой неделе нашей работы, труппа пережила необычное событие - Григорьев, наш коллега, решил покинуть нас. И знаете, что самое удивительное? Половина нашей команды уже заключила неформальное соглашение о том, что вернётся работать с Григорьевым в следующую зиму. Мы не стали устраивать официальные контракты или предлагать особые условия. Это напомнило мне о случае, когда один из наших режиссеров хотел повесить на стену печатные правила, которые он привёз с собой..."
Книга рассказывает о кладовой в тамбовском театре, которая называлась "старая бутафорская" и долгое время не отпиралась. Главный герой, Вася, помогает машинисту Семилетову вытащить белый китайский сундук из кладовки по просьбе Григория Ивановича. В процессе освобождения сундука от пыли, Вася чихает и ругается. Описание места обнаружения сундука становится началом истории о театральном уголке и других предметах, хранимых в кладовой.
«В прошлые эпохи, люди не просто посещали театр, они оказывались там так же неожиданно, как оказываются в незнакомом вагоне, в тюрьме или под колесами поезда. И те, кто попадал в этот мир, оставались в нем навсегда. Жизнь здесь была увлекательной, работа – свободной, а простота и возможность яркого будущего делали его соблазнительным и достижимым... Насколько я рада, что живу в современное время, где посещение театра – это просто выбор, а не попадание в неизвестность. Здесь я могу наслаждаться представлениями, не боясь остаться в этом мире навсегда. И каждый визит в театр приносит мне не только удовольствие, но и новые возможности для творческого роста и самовыражения. В моей жизни театр – это не просто развлечение, а настоящая страсть, которую я с огромным удовольствием разделяю со всеми вокруг себя».
В светлый ранний апрельский день меня, вместе с Андреевым-Бурлаком, завело к резиденции А. А. Бренко. Этот дом уже был оживлен множеством прохожих. На каждом углу можно было увидеть людей, неся освященные куличи и яркие пасхи, передвигаясь по Тверской улице в направлении Кремля. Удивительно, никакого восстановленного движения экипажей или извозчиков не наблюдалось. Люди спокойно шли как по тротуарам, так и в центре дороги. Квартира Бурлака находилась на нижнем этаже здания, рядом с театром. Вход в нее находился со двора, придавая ощущение уюта и уединения.
Пока Андреев-Бурлак и я двигались по тесному и уютному двору, мы наблюдали за всеми этими людьми, собирающимися вместе в радостной предпасхальной атмосфере. Пахло свежеиспеченным хлебом и цветами. Мы видели улыбающиеся лица, наполненные безграничной надеждой и верой в лучшее будущее. Этот день будто стал символом возрождения, того долгожданного рассвета, который приходит после долгой и холодной зимы.
Андреев-Бурлак, приоткрывая дв...
В Москве существовали многочисленные театры, каждый из которых привлекал свою собственную аудиторию. Безусловно, самая требовательная и критичная публика можно было найти именно в Малом театре. На его первых спектаклях всегда присутствовали истинные ценители и любители искусства, составляющие заклятую оппозицию куда более широкому кругу зрителей. Будучи людьми, проникшими в суть искусства и видевшими все лучшее за рубежом, они готовы были раскошелиться и заплатить немалые суммы актерам в качестве благодарности за незабываемое исполнение или воспользоваться связями и знакомствами, чтобы получить билеты из раскупленной кассы. Таким образом, публика Малого театра была далеко не простыми зрителями, а уникальными искателями и умельцами в сфере искусства, которые стремились погрузиться в мир театра и пережить неповторимые эмоции, которые приносит собой высокое искусство.
В 1883 году великий художник И. И. Кланг основал свой неподражаемый журнал «Москва», который стал настоящим олицетворением искусства. Благодаря прекрасным цветным иллюстрациям, он завоевал сердца многих читателей и стал источником вдохновения для молодых талантов. И одним из тех, кто дебютировал на его страницах, был выдающийся художник В. А. Симов.
Моя связь с В. А. Симовым началась именно благодаря этому замечательному журналу. Через годы, в 1933, мне была прислана невероятно важная и ценная работа от самого Симова. Рисунок, который он отправил мне, изображал ночлежку на Хитровом рынке. Когда я рассмотрел эту удивительную работу, я сразу узнал характерные декорации МХАТ, воссозданные в пьесе Горького «На дне».
Это был особый момент, когда встретились два гения искусства – В. А. Симов и я. Этот рисунок стал способом, с помощью которого он передал свои эмоции и вдохновение, связанные с этой театральной постановкой. Мне не терпелось поделиться с миром этим ошеломительным произведением...
Владимир Алексеевич Гиляровский — яркий живописец старой Москвы, который мастерски запечатлел атмосферу как знатных дворцов, так и запущенных трущоб. В своей автобиографической книге, ставшей классическим произведением мемуарного жанра, Гиляровский называет это творение своим любимым. В своих воспоминаниях он делится историей жизни, наполненной неожиданными поворотами, испытаниями и триумфами. Эта биография, созданная им самим, удивляет сложностью и разнообразием событий: он нередко искал приключения, готовясь столкнуться с трудностями, и, оказывается, умело преодолевал все преграды. Гиляровский не уклонялся от опасных ситуаций, а, напротив, стремился встретить их лицом к лицу.
Кроме того, будучи активным свидетелем эпохи, Гиляровский не ограничивается рассказом о себе. В его произведении помещены яркие портреты современников из «мира театра», москвичей и жителей губерний, его друзей, знакомых и множество ярких персонажей, которые обогатили его жизнь. Гиляровский создает настоящую пан...