Владимир Алексеевич Гиляровский, выдающийся журналист и писатель, стал истинным знаком Москвы. Каждый москвич – извозчик, торговец, полицейский, журналист, писатель или художник – знал его. Но Гиляровский сам знал Москву лучше всех. Его жизнь была полна удивительных событий и незабываемых встреч, в ней сопутствовали и лишения, и трудности, и преодоления, и масштабные достижения. Неудивительно, что его книги "Мои скитания" и "Москва газетная" сегодня прочно занимают почетное место в классической литературе мемуарного жанра. Но не мысли об их прошлом успехе, а новые поколения читателей, восхищенные искренностью изложения и историческими подробностями, продолжают открывать для себя мудрость и живость этих произведений. Как же Гиляровский знавал Москву досконально и каким образом его опыт и характер оставили след не только в истории литературы, но и в сердцах и умах людей? Внимание к деталям и глубокое понимание простых людей – вот секрет его обаяния и исключительности. Читая его мемуары,...
Очень давно, когда я еще работал в газете «Русские ведомости», случилось странное приключение, о котором я до сих пор вспоминаю с удивлением. Это произошло осенью, в половине восьмидесятых годов. Я только что вернулся с работы и шел по улице Малая Бронная, когда мой взгляд привлек небольшой железный замок, висящий на старой деревянной двери, покрытой металлическими листами. Величественный и необычный, он притягивал внимание прохожих своим необычным видом.
И вот, идя по тротуару возле Патриарших прудов, я заметил странный маленький человечек, который с удивительной быстротой приближался к тому самому замку. У него была рыжеватая бороденка и яркие, пронзительные глазки, наполненные радостью и удивлением. Он был одет в модную коричневую размахайку-крылатку, которая, несмотря на статус малоимущих интеллигентов, выглядела элегантно и стильно.
Но почему этот странный человек так быстро приближался к замку? Что за тайна скрывалась за этой огромной дверью? Для меня это оставалось загадкой. М...
В сырую осеннюю пору, когда первые листья упали с деревьев, я отправился на своей добытой лошади-извозчице проезжими улицами Москвы. Солнце только начинало взойти, и в округе было полная тишина. Протоптанные дорожки между Пречистенкой и Арбатом остались безлюдными. Отмечалось уже девять часов утра, и горожанки с корзинками еды суетились на Смоленском рынке. Двое поваров, одетых в серые шинели, медленно перемещались, заваливаясь в них, благодаря тому, что плащи были сшиты с расчетом на их невысокий рост...
На этот раз я решил взять другой путь, чтобы исследовать необычные места Москвы. Мой путь проходил вдоль живописных двориков, которые благоухали осенними ароматами. Я попадал в удивительные места, где время казалось остановленным. Впереди мило покачивалась моя лошадь, едва несущаяся по городским улочкам.
С каждым шагом, я все глубже погружался в атмосферу старой Москвы, сердце которой билось в этих спокойных переулках. Мои мысли блуждали в прошлом, в эпоху, когда на этих улицах гул...
Книга рассказывает о встрече автора с художником Алексеем Саврасовым. Народный художник проводит свои дни в пьяном запое, продаёт свои работы дешево и украшает стены трактирных кабинетов за еду и водку. Однако, друзья приодели его, предоставив номер в гостинице, где он уже неделю работает на магазины этюды и держится без выпивки. Приятель автора предлагает посетить Саврасова и просмотреть его последнюю картину. Оказавшись в комнате Саврасова, автор восхищается ярким и реалистичным изображением снежной крыши и грачиных гнезд, чернеющих на фоне весеннего неба. После того, как автор и его приятель пытаются разбудить Саврасова, они обнаруживают, что художник находится в пьяном состоянии. В комнате воняет спиртными пара и разлитым клюквенным соком. Алексей Саврасов отказывается подниматься и обращается к стене, игнорируя приятеля автора. Неврев, приятель автора, предлагает покинуть комнату, понимая, что Саврасов находится в глубоком запое.
Анатолий Александрович Бренко остался в памяти миллионов театралов, всплывая в их воспоминаниях как незабываемая звезда из моей молодости. Его жизнь была поистине взрывной смесью бурных страстей, постоянной борьбы и непрерывного движения. Этот талантливый актер напоминал светящуюся комету, то направляющую свою сияющую энергию прямо в зенит, то мгновенно скрывающуюся, чтобы снова возникнуть среди облаков и озарить темноту грозовых туч...
Мне кажется, что его судьба была необычайно насыщена интересными событиями и волнующими эмоциями. Наверняка, есть еще множество уникальных фактов и моментов, которые неизвестны широкой публике. Насколько я знаю, А. А. Бренко проявлялся не только на сцене, но и в других сферах творчества. Например, его уникальный голос и актерские способности были использованы и в фильмах, где он создавал неповторимые образы и передавал невероятные эмоции.
Бренко оставил неизгладимый след в истории театра и кино. Его энергия и страсть к искусству покорили сердца зрите...
В недалеком прошлом, в живописном районе Петровского-Разумовского, среди прекрасной природы и пестром разнообразии растительного мира, располагалась великолепная резиденция, известная как Дача Бренко. Ее величественные два этажа величественно возвышались над окружающей территорией, поражая своей изысканной архитектурой и богатейшим интерьерным оформлением. В эти дни субботы означали время приятных встреч и сближений - на Дачу Бренко съезжались знаменитые артисты, уважаемые профессора, представители журнала "Русская мысль", и верные друзья и партнеры Левенсона, которые занимали должность присяжных поверенных. Здесь собирались таланты и идеи, здесь рождались и обсуждались самые важные события времени. Бренкою был создан уникальный культурный и интеллектуальный форпост, где великие умы обменивались мнениями, вдохновляли друг друга и формировали будущую судьбу нашего общества. История Дачи Бренко стала неотъемлемой частью национального культурного наследия, которое по праву должно быть сох...
Книга рассказывает об оперетке М. В. Лентовского, которая отличалась от остальных опереток в Москве. В ней играли известные актеры и певцы, и она привлекала зрителей, которые обычно не интересовались опереткой и фарсом. В 1882 году, во время Всероссийской выставки, в театре Лентовского произошел скандал, когда кто-то назвал М. В. Лентовского "Московским магом и чародеем". Это имя застряло за ним и навсегда стало его прозвищем, но никто не знал, сколько труда это прозвище ему стоило. Книга также рассказывает о том, как Лентовский оказался втянутым в конфликт с ростовщиком, который пытался его обокрасть, и как Лентовский его наказал.
В Москве существовали многочисленные театры, каждый из которых привлекал свою собственную аудиторию. Безусловно, самая требовательная и критичная публика можно было найти именно в Малом театре. На его первых спектаклях всегда присутствовали истинные ценители и любители искусства, составляющие заклятую оппозицию куда более широкому кругу зрителей. Будучи людьми, проникшими в суть искусства и видевшими все лучшее за рубежом, они готовы были раскошелиться и заплатить немалые суммы актерам в качестве благодарности за незабываемое исполнение или воспользоваться связями и знакомствами, чтобы получить билеты из раскупленной кассы. Таким образом, публика Малого театра была далеко не простыми зрителями, а уникальными искателями и умельцами в сфере искусства, которые стремились погрузиться в мир театра и пережить неповторимые эмоции, которые приносит собой высокое искусство.
Искусство шествует сквозь века, переживая различные трансформации и эволюцию. Вот уже давно на просторах истории существовали спектакли, которые можно назвать прародителями современного театра. Эти представления были своего рода халтурой, однако они не имели четкого определения и наименования. Молодые предприниматели собирали небольшие труппы и организовывали спектакли на заказ, где угодно, в том числе и на фабриках. Актеры, участвующие в таких представлениях, получали всего лишь одноразовое вознаграждение и изнурительные путешествия. Такое положение вещей приводило к несправедливой классификации актеров: первые роли сидели во втором классе, а второстепенные персонажи ехали в третьем классе. И все же, несмотря на все трудности и неполноценность, именно эти маленькие, нишевые спектакли являются зерновкой, из которой выросло современное театральное искусство. Сегодня мы можем наблюдать колоссальные театральные постановки, интернациональные фестивали и первоклассных актеров, но давным-дав...
В 1883 году великий художник И. И. Кланг основал свой неподражаемый журнал «Москва», который стал настоящим олицетворением искусства. Благодаря прекрасным цветным иллюстрациям, он завоевал сердца многих читателей и стал источником вдохновения для молодых талантов. И одним из тех, кто дебютировал на его страницах, был выдающийся художник В. А. Симов.
Моя связь с В. А. Симовым началась именно благодаря этому замечательному журналу. Через годы, в 1933, мне была прислана невероятно важная и ценная работа от самого Симова. Рисунок, который он отправил мне, изображал ночлежку на Хитровом рынке. Когда я рассмотрел эту удивительную работу, я сразу узнал характерные декорации МХАТ, воссозданные в пьесе Горького «На дне».
Это был особый момент, когда встретились два гения искусства – В. А. Симов и я. Этот рисунок стал способом, с помощью которого он передал свои эмоции и вдохновение, связанные с этой театральной постановкой. Мне не терпелось поделиться с миром этим ошеломительным произведением...
Книга рассказывает о Театральной площади в Москве, которая в 70-х годах прошлого века была пустынной и огороженной столбами и веревкой. На этом месте существовало священное "табу", нарушение которого каралось смертной казнью. В то время, когда весь город был полон жизни, Театральная площадь была подобна замерзшей тундре. В книге описывается жизнь города, движение на Охотном ряду и в Китайском проезде, а также недовольство кучеров и извозчиков по поводу ограничений на площади. Автор сравнивает Аполлона, изображенного на фронтоне театра, со старым москвичом, и рассказывает о реакции власти на предложение открыть один из пролетов на площади. Книга заканчивается моментом, когда богатые люди, живущие рядом с площадью, не решаются высказать свое мнение после пугающей реакции власти.
«Самая древняя и затерянная среди природных уголков Москвы – это место, где я встречал июльские жаркие дни. Огромное дерево осины стоит неподвижно, словно замерло во времени. Здесь, на скамейке, почти незаметной среди густой листвы, я сижу со своими мыслями и тетрадью, прикасаясь к миру прошлых лет. Обрыв берега Москвы-реки, словно извилистый путь к тайнам и воспоминаниям, стоит передо мной, создавая атмосферу уединения и мистики…»
(Добавленная информация:
В этом уголке природы, на Москве-реке, у меня появляется возможность погрузиться в свое прошлое и пережить насыщенные моменты жизни. Жаркий июльский день усиливает ощущение раздутой тишины вокруг меня, а слабый ветерок, лишь едва шевелящий осиновые листья, добавляет нотку загадочности и таинственности. Место это способно проникнуть в душу и стать свидетелем моих воспоминаний и размышлений. Раскинувшись у обрыва берега, Москва-река словно приглашает меня пройти по извилистой дорожке настоящего в прошлое, и разделить с ней свою исто...
В декабре 1917 года, во время неспокойных событий, когда вся страна находилась в состоянии неопределенности, я, Александр Блок, почувствовал в себе неизъяснимую энергию и воспел ее в своей поэме "Петербург". Однако, в то время я осознавал, что это не момент для лирических произведений, поэтому я прочитал своим верным друзьям и тщательно запрятал ее в ящик стола.
Через год мне попалась взгляду большая, выдающаяся газета "Знамя труда", которую продавал оборванный маленький мальчик-газетчик на улице. Решил приобрести ее и принести домой для более детального ознакомления. Газета была напечатана на качественной желтой бумаге, что добавляло ей особенного шарма.
Возвращаясь домой, я натянул чайник и приступил к чтению статей. И тут мои глаза упали на заголовок "Двенадцать" и подпись: "Александр Блок. Январь". Мое сердце начало биться быстрее, а ум наполнился радостью. Погружаясь в чтение статьи, я осознал, что это было великолепное совпадение. Моя поэма "Петербург" и новая статья с моим лич...
Издание содержит знаменитые записи «Трущобные люди» выдающегося русского журналиста и писателя Владимира Алексеевича Гиляровского, известного как один из самых выдающихся авторов в истории русской журналистики. Первоначальный тираж этой книги, высветивший ужасную реальность жизни российского общества, подвергся цензурному уничтожению в 1887 году. В своих «Трущобных людях» Гиляровский описывает трагедию, которую испытывают люди с разных сословий, когда они очутились на дне общественного бытия и сталкиваются с нищетой и безысходностью. Если бы российская власть приняла эту великолепную, яркую и искренне правдивую книгу как предупреждение о трудной ситуации в русском обществе и сделала соответствующие выводы, возможно, страшные кризисы, переживаемые страной, были бы избежаны. Добавляя свои дополнительные мысли, хочу подчеркнуть, что Гиляровский смело и откровенно осветил проблемы, сталкивающиеся люди из низших слоев их бытия. Его труды, оставшиеся актуальными и в нашей эпохе, должны служи...
Владимир Гиляровский - имя, запечатленное в истории литературы. Он не стремился к написанию громоздких романов, но превзошел великих своим талантом и остался в сердцах читателей. Его творчество стало неотъемлемой частью наследия нашего народа. В каждой его строке присутствует уникальный почерк журналиста и писателя, который отстаивает права угнетенных и обиженных.
Сборник произведений Владимира Гиляровского погружает нас в разные эпохи и события, в которых писатель был свидетелем или участником. Эти рассказы и очерки рисуют неповторимую картину дореволюционного быта и моральных ценностей времен. Они окрашены яркими красками и оживляют историю, позволяя нам почувствовать и прочувствовать настоящий дух того времени.
Владимир Гиляровский - это не просто писатель, а защитник справедливости и истинных ценностей. Его творчество не оставит равнодушным ни одного читателя. Он оставил свой след в истории и в сердцах людей, став непременным путеводителем в этой сложной и запутанной жизни.
Представьте себе, каким образом наши потомки спустя сто лет оценят наш город? Какие материалы будут использованы для его исследования - фильмы, репортажи, картины? Мы на самом деле очень повезли, потому что у нас есть возможность увидеть его глазами одного из самых талантливых журналистов - Владимира Гиляровского. В современных терминах можно было бы назвать его папарацци, так как он всегда был везде: в элитных кварталах, в ночлежках, на рынках... Он рисковал своей жизнью, чтобы предоставить своим читателям достоверные и интересные репортажи. Многие знакомы с его произведением "Москва и москвичи", но сейчас мы предлагаем вам сборник "Все о Москве". В этой книге вы найдете захватывающие, увлекательные и скандальные репортажи и рассказы, которые помогут вам по-новому взглянуть на историю нашего города. Пожалуйста, оцените каждый дом, каждую улицу, как историческое наследие, как ценный подарок от наших предков!
Увлекательный сборник репортажей и повестей Владимира Гиляровского "Москва и москвичи. Репортажи из прошлого" представляет собой уникальное литературное произведение, описывающее жизнь и историю Москвы и России. Сам Гиляровский, переживший множество приключений, стал журналистом и писателем, создавая неповторимые повествования, которые и по сей день захватывают внимание читателей. В его сборнике собраны не только известные репортажи и рассказы о Москве, но и другие произведения, раскрывающие разнообразные стороны его таланта. Благодаря своему богатому опыту и колоритным описаниям, Владимир Гиляровский остается одним из самых интересных и увлекательных писателей своего времени.
Автор книги описывает свой взгляд на изменения, происходящие в Москве. Он видит, как новая Москва стремится вверх и вниз, расширяется и обновляется. Он описывает изменения в инфраструктуре, внешнем облике и культурной жизни города. Автор утверждает, что Москва становится первым городом мира благодаря усилиям советской власти. Все описанные изменения делают прошлое непонятным для молодежи и предвещают новую эру для столицы.
Выдающийся московский журналист и писатель, В.А. Гиляровский (1853–1935) оставил яркий след в литературе, начав свою карьеру вместе с А.П. Чеховым. Его стихи были написаны в традициях некрасовского лирического подхода, а сам автор стал известен как глубочайший знаток и тонкий наблюдатель жизни столицы. Участник культурной жизни своего времени, Гиляровский, милостиво получивший прозвище «Дядя Гиляй» от Чехова, знал Москву как свои пять пальцев, тщательно исследуя ее районы и запечатлевая яркие моменты в своих произведениях.
Друзья и знакомые отмечали его умение передать дух времени и характер москвичей, которые, в свою очередь, любили и уважали его за искренность и отзывчивость. Статьи Гиляровского с интересом читали представители всех слоев общества, а его мнение ценилось не только в интеллигентных кругах, но и среди простых горожан.
В данную книгу включено главное произведение Гиляровского «Москва и москвичи», в котором автор мастерски создает панораму жизни столицы, описывая характ...
Владимир Алексеевич Гиляровский — яркий живописец старой Москвы, который мастерски запечатлел атмосферу как знатных дворцов, так и запущенных трущоб. В своей автобиографической книге, ставшей классическим произведением мемуарного жанра, Гиляровский называет это творение своим любимым. В своих воспоминаниях он делится историей жизни, наполненной неожиданными поворотами, испытаниями и триумфами. Эта биография, созданная им самим, удивляет сложностью и разнообразием событий: он нередко искал приключения, готовясь столкнуться с трудностями, и, оказывается, умело преодолевал все преграды. Гиляровский не уклонялся от опасных ситуаций, а, напротив, стремился встретить их лицом к лицу.
Кроме того, будучи активным свидетелем эпохи, Гиляровский не ограничивается рассказом о себе. В его произведении помещены яркие портреты современников из «мира театра», москвичей и жителей губерний, его друзей, знакомых и множество ярких персонажей, которые обогатили его жизнь. Гиляровский создает настоящую пан...