Толкование на Евангелие от Матфея. В двух книгах. Книга II - Святитель Иоанн Златоуст

Толкование на Евангелие от Матфея. В двух книгах. Книга II

Страниц

330

Год

2010

Святитель Иоанн Златоуст – одна из выдающихся фигур Вселенской Церкви. Он не только оставил ценное литературное и литургическое наследие, но и является примером истинного наставника для всех людей. В своих толкованиях Священного Писания, он открыл перед нами глубину Библии и пролил свет на моральные и общественные темы своего времени. Объясняя сакральные тексты, он всегда поддерживал связь между написанным в Ветхом и Новом Завете и духовными аспектами жизни и поступками христианского человека. Это и делает его библейские интерпретации такими привлекательными для современников и будущих поколений. Вторая книга собрала 46 его волнующих бесед и проповедей на Евангелие от Матфея, которые являются не только источником непреходящей мудрости, но и вдохновением для нас сегодня.

Читать бесплатно онлайн Толкование на Евангелие от Матфея. В двух книгах. Книга II - Святитель Иоанн Златоуст


Беседа XLV

И приступивше ученицы Его рекоша Ему: почто притчами глаголеши им? Он же отвещав рече им: яко вам дано есть разумети тайны Царствия Небеснаго, онем же не дано есть (Мф. 13, 10–11)

Изъяснение 13, 10–23. Благоразумие учеников. – Благодать не уничтожает свободы. – Иудеи сами были причиною того, что не понимали учения Христова. – Христос хотел их обращения и спасения. – Грех не есть дело природы или необходимости. – Многообразие путей спасения. – Увещание к милостыне и сострадательности к бедным.

1. Достойно удивления, что ученики, несмотря на сильное желание узнать, почему Иисус Христос говорит народу в притчах, разбирают время, когда предложить этот вопрос. Они делают это не при всех, как показал Матфей, говоря: и приступивше. А что объяснение мое не есть догадка, это открывает яснее Марк, когда говорит, что ученики приступили к Нему, когда Он был один (см.: Мк. 4, 10). Так надлежало поступить и братьям, и Матери Его: не вызывать Его из дома и не выставлять себя. Заметь также и великую любовь учеников, – как много они заботятся о других и сперва ищут их пользы, а потом уже своей. Почто, говорят они, притчами глаголеши им? Они не сказали: для чего Ты нам в притчах говоришь? И в других случаях они часто обнаруживают любовь свою ко всем, – например, когда говорят: отпусти народ (Лк. 9, 12), и также: весили, яко соблазнишася? (Мф. 15, 12). Что же отвечает им Христос? Вам, говорит Он, дано есть ведати тайны Царствия Небеснаго, он ем же не дано есть. Он это сказал, не указывая на какую-либо необходимость или на простое и случайное некоторых избрание, но показывая, что слушающие сами причиною всех зол, и вместе желая открыть, что разумение тайн Царствия есть дар благодати, ниспосылаемой свыше. Впрочем, хотя это и дар, однако этим не уничтожается свобода, как видно из последующих слов. А чтобы одни не предались отчаянию, а другие беспечности, слыша, что им дано разуметь тайны Царствия, смотри, как Он показывает и тем и другим, что это первоначально зависит от нас: Иже бо имать, говорит Он, дастся ему, и преизбудет; а Иже не имать, и еже мнится имея возмется от него (см.: Мф. 13, 12; 25, 29). Хотя эти слова довольно неясны, но они заключают в себе непререкаемую правду. Они означают то, что кто сам желает и старается приобресть дары благодати, тому и Бог дарует все; а в ком нет этого желания и старания, тому не принесет пользы и то, что он имеет, и Бог не сообщит ему даров Своих. И еже мнится имея, говорит, возмется от него. Это не то значит, что Бог отнимает у него, но что не удостаивает его даров Своих. Так поступаем и мы. Когда видим, что кто-нибудь слушает нас рассеянно и при всех убеждениях наших остается невнимательным, – наконец перестаем говорить, потому что если мы будем настаивать, то беспечность его еще более усилится. Напротив, кто с ревностью слушает учение наше, того мы завлекаем в разговор и многое ему сообщаем. И справедливо сказано: и еже мнится имея, – потому что такой человек и этого не имеет. Далее Он объясняет слова Свои, показывая, что значит: имущему дано будет, говоря таким образом: от неимущаго же, и еже мнится имея, возмется от него. Сего ради, продолжает Он, в притчах глаголю им, яко видяще не видят (Мф. 13, 13). Но если они не видали, скажешь, то надлежало им открыть глаза. Да, если бы ослепление это было от природы, то надлежало открыть; но так как ослепление это было произвольное и зависело от свободы, то Он не сказал просто:

Вам может понравиться: