Монашество в Средние века - Лев Карсавин

Монашество в Средние века

Страниц

105

Год

2021

Лев Карсавин (1882—1952) – выдающийся русский историк, профессор Санкт-Петербургского университета, исследователь монашества Западной Европы. Его известная книга, опубликованная уже более ста лет назад, по-прежнему является незаменимым источником информации.

Автор с увлечением и уникальным стилем повествования погружает читателя в удивительный мир истории монашества. Он подробно прослеживает истоки монашеской жизни, рассказывает о ее исторических корнях, о предшественниках и о самом возникновении монастырей. Кроме того, автор затрагивает важные аспекты организации жизни в монастырях, а также освещает еретические течения.

Через образы ярких исторических личностей, Лев Карсавин позволяет нам полнее понять монашеские, рыцарские и нищенствующие ордена, которые прочно занимают свое место в истории Средних веков и католической церкви. Это необходимая информация для того, чтобы получить истинное представление о непростом пути и развитии монашеской жизни.

Книга Льва Карсавина является не только научным источником, но и увлекательным произведением искусства. Его талантливое изложение исторических событий погружает читателя в события времен и раскрывает тайны монашеского мира. Высокая ценность этой книги заключается в том, что она создает глубокое понимание не только истории, но и культуры Западной Европы в период Средних веков.

Уникальность данного произведения Льва Карсавина и его значимость для исторической науки делает его неотъемлемой частью библиотеки каждого, кто интересуется историей монашества и развитием религии в Западной Европе. Данная книга является непревзойденным справочным пособием и увлекательным произведением одновременно, которое будет интересно как специалистам, так и поклонникам истории.

Читать бесплатно онлайн Монашество в Средние века - Лев Карсавин

© ООО «Издательство «Вече», 2021

© ООО «Издательство «Вече», электронная версия, 2021


ООО «Издательство «Вече»

http://www.veche.ru

Глава I

Начала монашества

1

Монашество – историческая форма осуществления аскетического идеала. В основе же этого идеала лежит дуалистическое мирочувствование и, в более развитом виде его, – миропонимание. Если существует тот или иной вид, та или иная степень дуализма, хотя бы в противопоставлении добра и зла, духа и тела, попытка доставить торжество тому, что признается ценным, необходимо приводит к аскезе[1]. В этом смысле всякое самоупражнение, духовное самовоспитание, достигаемое путем воздержания от ряда своих желаний или путем устремления к добру (благодаря чему многие желания отпадают сами собой), уже будет аскезой. И нет принципиальной разницы между духовной борьбой со своими «грехами» (прямой – в первом случае, косвенной – во втором) и самобичеванием, какие бы дикие формы оно ни принимало. Разница – в силе борьбы признаваемого положительным с тем, что признается отрицательным, в ожесточенности ее и во внешних ее проявлениях, то есть в средствах борьбы. Чем интенсивнее дуалистическое мирочувствование, чем сильнее ощущается сила зла, тем ярче проявления аскезы. Наоборот, «прирожденная святость», благодать увлечения добром, при которой преодоление зла является не главной целью, а следствием, вторичным эффектом, делают излишними крайние формы аскезы, легкой борьбу со злом, но не устраняют аскезы, потому что для этого надо было бы стереть само различие между добром и злом.

В христианском учении даны основы дуализма и аскетизма. Их нельзя выкинуть из священных книг, не разрушив содержащегося в них учения. Юноша спрашивал у Христа, что делать, чтобы быть совершенным, и получил ответ: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим… и приходи и следуй за Мною». «И всякий, – прибавил Христос, – кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». Трудно богатому войти в Царствие Божие, и высок поставленный Христом, осуществляемый Им и Его верными учениками идеал. «Лучше не жениться», – толковали слова Иисуса апостолы. «Не все вмещают слово сие, – отвечал Он им, – но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит»[2]. Осуществлялся ли идеал Христов «скопцами от рождения» легко и свободно, в силу самопроизвольного внутреннего стремления к добру или же «оскопившими себя» – ценой страданий и борьбы, он предполагал различие добра и зла, был дуалистичен, требовал отвержения зла – был (пассивно или активно) аскетичен. Понимая высоту своего идеала, Спаситель не требовал от всех полного его соблюдения, снисходя и прощая. Но и неполное осуществление идеала было дуализмом, предполагая сознательное стремление к нему, аскетизмом, требуя отказа от зла. Всех же, кто чувствовал в себе силы, достаточные для того, чтобы поднять бремя неудобоносимое, Христос звал к совершенству, к высшему, что доступно было человеку, – к «следованию за Ним», и, следовательно, к отречению от мира – к высшей степени аскезы или к собственно аскетизму.

Вам может понравиться: